Оценка МПБЭУ (Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам МПБЭУ/IPBES) является критической оценкой состояния знания о биоразнообразии и экосистемных услугах и основывается на существующей рецензируемой научной литературе и других системах знаний.
The Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) Office of Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR) Gender Programme has operated since 2000 in the South Caucasus and Central Asia with the goal of promoting gender equality, women’s leadership and participation in the decision-making process, the use of gender expertise to inform decisions, and efforts to combat domestic violence. In difficult conditions, the programme has had a powerful impact in increasing the role of women in public life, helping to stimulate coalition building among women’s groups, contributing to awareness raising on gender equality through gender education and improving the response to violence against women.
Kyrgyzstan currently does not have enough energy to provide reliable light and heat to its residents and factories. Although the country relies heavily on domestic sources of hydropower for much of its electricity, recent droughts and mismanagement drastically cut these supplies. Kyrgyzstan is increasingly seeking to identify and bring on line new sources of energy.
Доклад был подготовлен в рамках инициативы ЮНЕСКО и Института образования для мира и устойчивого развития им. Махатмы Ганди / Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development (MGIEP) и презентован 2 ноября 2017 года в Париже на Генеральной конференции ЮНЕСКО. В его подготовке приняли участие более 60 исследователей из 22 стран Азии, в том числе представители Кыргызской Республики. Доклад основан на контентом анализе ключевой образовательной политики и учебных документов стран Азии и обширном обзоре литературы региона по школьному образованию. В нем проанализированы существующие образовательные стратегии и учебные программы по традиционным предметам для изучения того, как в них отражены вопросы устойчивого развития, миростроительства, гендерные вопросы и права человека.
Проблемы доступа к безопасной питьевой воде и адекватным условиям санитарии имеют ярко выраженный социально-экономический эффект, который проявляется в различных последствиях для женщин и мужчин. В настоящий момент с проведением многочисленных реформ в экономической и политической сферах в Кыргызстане вопросы доступа к воде и санитарии не получили должного отражения, что приводит к снижению планки безопасности для всего общества как в настоящий момент так и среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Третье национальное сообщение Кыргызской Республики подготовлено в рамках проекта ЮНЕП/ГЭФ Кыргызстан «Помощь в подготовке третьего национального сообщения по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики и Программой ООН по окружающей среде при финансовой поддержке Глобального экологического фонда.
В настоящем докладе приведены сведения о состоянии окружающей среды в Кыргызской Республике, дана оценка антропогенного воздействия на окружающую среду и анализ ее изменения. Доклад предназначен для использования в практической деятельности специалистами в области охраны окружающей среды, учеными, студентами, а также для широкого круга общественности.
В наш век интенсивного роста научно-технического прогресса, необычайно высокого антропогенного пресса и урбанизации, остро, как никогда стоит проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, охраны гено- и ценофонда, направленного управления развитием экосистем.
Настоящий документ является вторым ОРЭД Кыргызстана, публикуемым ЕЭК ООН. В отчете подводятся итоги прогресса, достигнутого Кыргызстаном в управлении окружающей средой со времени проведения первого обзора страны в 2000 году. Он оценивает выполнение рекомендаций первого обзора (приложение I). Второй ОРЭД охватывает также восемь важных для Кыргызстана вопросов, касающихся разработки политики, планирования и осуществления; финансирования политики и проектов в области охраны окружающей среды; а также учета экологических проблем в секторах экономики, в частности, в устойчивом управлении и охране водных ресурсов, земель и биоразнообразия.
Деградация земель является серьезной экономической, социальной и экологической проблемой для Кыргызской Республики. Она оказывает прямое влияние на уровень жизни населения вследствие снижения продуктивности земельных ресурсов и негативно влияет на стабильность, функции и услуги, связанные с природными экосистемами.
По показателям биологического разнообразия Кыргызстан занимает заметное место в мире, выделяясь высокой концентрацией видов растений и животных, а также сохранностью естественных ландшафтов и экосистем. Современный облик ландшафтов, растительного и животного мира стал формироваться в послеледниковый период, несколько десятков тысяч лет назад. Уже в то время, более десяти тысяч лет назад, Тянь-Шань населяли первобытные племена, оказывавшие воздействие на живую природу.
Подготовительная миссия по созданию экологического обзора Кыргызстана была проведена в апреле 2000 года. В ходе работы миссии были определены структурные и организационные детали проекта. В результате данной встречи была создана экспертная группа проекта, в которую входят национальные эксперты из Армении, Бельгии, Дании, Германии, Швейцарии и Российской Федерации, совместно с секретариатом Экономической комиссии в Европе, экспертами из Международной стратегии по снижению катастроф (МССК), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также с экспертами из Бизховенского отдела Европейского центра по окружающей среде и здоровью в рамках Всемирной организации здоровья (ВОЗ/ЕКОСЗ). Средства на участие экспертов из стран с переходной экономикой, также как и дорожные расходы секретариата ЕЭК были предоставлены из внебюджетных средств Правительства Италии и Швейцарии. Основные средства были направлены на реализацию данного проекта.
В 1996 г. Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной руководителями более чем 100 стран в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В настоящее время учеными Биолого-почвенного института Национальной Академии наук и специалистами из других учреждений совместно с Министерством охраны окружающей среды и при участии других министерств и ведомств подготавливается Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия Кыргызской Республики. Главной целью является Сохранение и рациональное использование биологического и ландшафтного разнообразия в целях устойчивого социально–экономического развития Кыргызской Республики. После утверждения данного документа он станет программой действий по сохранению биологического разнообразия в интересах настоящего и будущих поколений. Впервые создан доклад, описывающий текущую ситуацию по биоразнообразию в Кыргызской Республике, на основании анализа которой разработаны Стратегия и План действий.
В настоящей публикации представлены основные результаты проекта ГЭФ/ПРООН (KYR/03/G31) «Национальная оценка возможностей по выполнению глобальных экологических конвенций» (NCSA-Kyrgyzstan), содержащие анализ межсекторального взаимодействия и Стратегический план действий по наращиванию национального потенциала Кыргызской Республики в реализации трех глобальных экологических конвенций: Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.
Обзор Результативности Экологической Деятельности (ОРЭД) в Кыргызской Республике проходил в 1999-2000 годах и был утвержден на заседании Комитета Экологической политики в Женеве в сентябре 2000 года. Рекомендации, содержащиеся в Обзоре, были распространены Министерствам и ведомствам Кыргызской Республики, неправительственным организациям, промышленным предприятиям и международным организациям. Также были проведены общественные обсуждения по их внедрению. Рекомендации Обзора были использованы для формирования политики в области охраны окружающей среды, интеграции ее с другими секторальными политиками, для совершенствования законодательной и нормативной базы республики. Кроме основного предназначения Обзор использовался в качестве справочника экологических данных в различных отраслях экономики.
Данная публикация является отчетом проекта ФАО ТСР/KYR/3102 (D) «Укрепление потенциала для проведения оценки и мониторинга состояния лесов и древесных ресурсов в стране» («Capacity Building for National Forest and Tree Resource Assessment and Monitoring») и содержит статистические данные анализа и оценки древесных и кустарниковых ресурсов Кыргызстана.
Данная публикация подготовлена в рамках проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) «Институциональное усиление и построение возможностей для устойчивого развития» в сотрудничестве с Государственным агентством по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики. Ведущими национальными экспертами в области охраны окружающей среды впервые была сделана попытка оценить природные ресурсы Кыргызстана для устойчивого развития.
В рамках подготовки Национального доклада проведен анализ существующей ситуации, согласно Руководству ЕЭК ООН - по 36-ти экологическим показателям и девяти направлениям: загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя, изменение климата, водные ресурсы, биоразнообразие, земельные ресурсы, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, отходы.
После достижения договоренностей с Парижским Клубом кредиторов в 2002 году, в ходе двусторонних переговоров, Правительство КР пыталось реализовать пункт 4 статьи II Протокола Парижского Клуба, которым предусматривается возможность проведения обменных операций. В результате Федеративная Республика Германия 17 июня 2002 года, в рамках финансового сотрудничества, подписала Меморандум, в ст. VII которого была заложена «конверсия долгов в пользу дополнительных мер, важных для обеспечения развития». Конверсии долга подлежит 50% консолидационной суммы (350 тыс. евро). По итогам дополнительных переговоров в 2003 году германской стороной было принято решение о направлении вышеуказанной суммы на борьбу с туберкулезом.
В 2008 г., в соответствии с обязательствами Кыргызстана, вытекающими из присоединения к Конвенции о биоразнообразии при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), в рамках Программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития», Кыргызская Республика подготовила «Четвертый национальный отчет по биоразнообразию». В отчете проведена оценка текущей ситуации, результаты реализации Стратегического плана КБР и определены направления дальнейшей деятельности. В ходе подготовки отчета собрана информация о состоянии биоразнообразия, реализации Национальной Стратегии и Плана действий по сохранению биологического разнообразия (1998 г.), результатах выполнения целевых задач «Глобальной стратегии сохранения растений и Программы работ по охраняемым территориям» и индикаторах биоразнообразия, проведен анализ секторального и межсекторального взаимодействия. В отчете рассматриваются проблемы и достижения в таких вопросах, как законодательство, расширение сети природных охраняемых территорий, повышение информированности общественности, экологическое образование и подготовка кадров, взаимодействие с международными партнерами и донорами, выполнение проектов по сохранению биоразнообразия.