Что такое Устойчивое Развитие?
экосистемы
экосистемы
![](https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/biom/scheme-w940/sd_scheme_w940.jpg)
Устойчивое Развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.
- Комиссия Брундтланд
Концепция Устойчивого Развития
Концепция Устойчивого развития объединяет три сферы: экономику, социум и природный капитал. Модель Устойчивого развития можно структурно представить в виде усеченной пирамиды. Фундамент которой представляет естественные экосистемы, так как только вся совокупность видов делает поверхность Земли пригодной для поддержания жизни. Биосферные экосистемные механизмы позволяют планете удерживать неустойчивый баланс между перегревом и переохлаждением атмосферы планеты, регулируют газовый состава атмосферы и поддерживают стабильные параметры окружающей среды, пригодной для нашего существования. Естественные экосистемы образуют благоприятную среду обитания для живых организмов и обеспечивают условия для устойчивого развития, т.к. именно Жизнь создает условия для Жизни!
Каждый вид экосистемы можно рассматривать как основание, которое поддерживает Жизнь как таковую, а, значит, и всю систему нашего общества. Над естественными экосистемами в этой модели расположена плоскость искусственных (антропогенных) экосистем это сады, парки, поля, пашни. Эти экосистемы организованы иначе, они тесно связанные с жизнедеятельностью человека и не выполняют экосистемные функции регуляции среды в полной мере, т.к. большую часть их энергии/биомассы люди используют для своих нужд.
Выше над базисным фундаментом надстраиваются социально-экономическая плоскость. Организация социальной и экономической сфер жизни базируется на использовании ресурсов естественных экосистем.
Важным элементом этой модели является понимание того, что разрушение фундамента приведет к тому, что верхние части пирамиды существовать не смогут. Естественные экосистемы образуют благоприятную среду обитания для живых организмов и обеспечивают условия для устойчивого развития. Потеря и сокращение биоразнообразия наносит непоправимый урон возможностям биосферы к осуществлению экосистемами своих функций, среди которых можно выделить: cоздание среды, благоприятной для жизни, регуляция и стабилизация климата, водорегуляция, снижение количества стихийных бедствий, почвообразование, поддержание круговорота химических элементов и др. Получается, если убрать фундамент - все разрушится. Проблема в том, что не просто разрушится модель, подобно экономическому дефолту или культурной революции, может произойти нарушение жизненного цикла. Пока естественные экосистемы сохраняют свой исходный состав и структуру, то эти сообщества могут гибко реагировать на колебания климата, смягчать его резкие колебания и снижать последствия негативных явлений. Сохранение растительного покрова предохраняют потерю плодородного слоя на склонах гор, предотвращает образование разрушительных паводков и селей, которые приносят громадные убытки. Таким образом, сохранившиеся естественные экосистемы Кыргызстана являются мощными очагами стабилизации не только горных, но и прилегающих равнинных территорий. И сегодня при социально-экономическом развитии необходимо находить такие условия и решения, при которых естественные экосистемы сохранятся и в дальнейшем будут поддерживать существование Жизни на Земле!
Продвижение повестки Устойчивого развития
Международный уровень
![](https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/biom/scheme-w940/susdev-produce-w940.jpg)
Саммит РИО+20: Конференция ООН по Устойчивому Развитию
С 20 по 22 июня в Бразилии в Рио де Жанейро состоялся Всемирный Саммит по Устойчивому развитию «Рио+20: Выбирая будущее, которое мы хотим». "Рио+20" — самое масштабное мероприятие в истории ООН, за последние 20 лет, в конференции по устойчивому развитию приняло участие около 50 тысяч человек из 193 стран мира. далее
В.А. Коротенко "Цена развития или выбирая будущее, которое мы хотим" далееПозиция Кыргызстана к РИО+20
В Рио-де-Жанейро Кыргызстан выступил с собственной позицией, впоследствии названной "Позиция Кыргызстана к РИО +20", которая была совместно подготовлена Министерством иностранных дел, Министерством экономики и антимонопольной политики, Аппаратом Президента, представителями науки, международных и общественных организаций страны. далее
Продолжением этой работы явился доклад "Перспективы "зелёной" экономики в Кыргызской Республике", в котором были рассмотреты основные тренды с точки зрения качества жизни людей, состояния естественных экосистем и сельского хозяйства и отдельно рассмотрен институциональный компонент и управление. далее
Национальный уровень
По итогам Саммита «Рио+20» в 2013 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития до 2017 года, утвержденная Указом Президента. Для реализации Стратегии Правительством была разрабатана Программа перехода к устойчивому развитию КР (2013-2017) и 5-летний план по ее реализации. далее
Национальная стратегия Устойчивого Развития КР на период 2013-2017 годы
По итогам Саммита «Рио+20» в 2013 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития до 2017 года, утвержденная Указом Президента.
Принятие Стратегии устойчивого развития по новому переформатирует приоритеты, и направления существующих государственных политик, в том числе в области предоставления услуг. Концепция Устойчивого Развития строится на пересечении и равном предоставлении политического внимания к сферам социума, экологии и экономики. К таким политикам относятся меры в сфере социального и экономического развития, социальной справедливости, управление окружающей средой, обеспечения экологической безопасности и устой чивого ресурсопользования.
Программа и План Правительства по переходу Кыргызской Республики к Устойчивому Развитию
Программа была разработана Правительством в целях обеспечения реализации приоритетов устойчивого развития Кыргызской Республики, определенных в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы. Программа и План являются управленческим инструментом, который детально расписывает шаги перехода страны к устойчивому развитию, ресурсы и ожидаемые результаты. далее
Программа и План Правительства по переходу Кыргызской Республики к Устойчивому Развитию (2013-2017) далееПрограмма и План Правительства по переходу Кыргызской Республики к Устойчивому Развитию
Жогорку Кенеш, на пленарном заседании утвердил Программу и План перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, которые являются неотъемлемой частью национальной политики устойчивого развития страны, сформулированной Президентом КР. Данное решение Жогорку Кенеша закрепило объединение усилий центральных органов управления по развитию страны.
Программа была разработана Правительством в целях обеспечения реализации приоритетов устойчивого развития Кыргызской Республики, определенных в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики в январе текущего года. Таким образом, Программа и План являются управленческим инструментом, который детально расписывает шаги перехода страны к устойчивому развитию, ресурсы и ожидаемые результаты. В Программе впервые сделан аналитический задел по оценке рисков перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию.
Таким образом, Кыргызстан связал свой образ будущего с моделью сбалансированного устойчивого развития. Концепция устойчивого развития строится на пересечении и равном предоставлении политического внимания к сферам социума, экологии и экономики. К таким политикам относятся меры в сфере социального и экономического развития, социальной справедливости, управление окружающей средой, обеспечения экологической безопасности и устойчивого ресурсопользования.
Отличительной особенностью Программы является то, что вопросы устойчивого развития (соединение целей экономического развития, социальных и экологических аспектов) прописаны во всех разделах. Реализация политики устойчивого развития требует межведомственного взаимодействия и комплексного подхода в реализации как национальных, так и секторальных стратегических документов. Однако, на сегодняшний день такие механизмы отсутствуют, либо не дают действенных результатов. Существует стойкая тенденция принятия политических решений в направлении упрощения требований бизнесу, без учета вопросов экологической безопасности.
При этом стране необходимо развитие экономики, которое бы не наносило вред окружающей среде и здоровью населения. В ППУР поставлена задача отказа от грязных технологий и ориентации на обеспечение экологической безопасности населения и сохранения естественных экосистем. В рамках программы определены ряд индикаторов, значимых для развития экономики и сохранения окружающей среды: увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны до 1,5%, удельный вес кредитов, выданных на «зеленые» проекты от общего объема кредитов до 9,6 милд.сом, площадь посадок социального лесоразведения увеличена с 0 до 800 га, площадь особоохраняемых природных территорий (ООПТ) 7% от территории страны.
Новизной Программы и Плана стало то, что впервые Человек поставлен во главу угла всех реформ и качество жизни человека является основным индикатором качества реализации Программы. Для того, чтобы этот подход был реализуем в полной мере были разработаны следующие документы: Политика человеческого развития и Ключевые индикаторы человеческого развития, в которые вошли возрастные и социальные группы населения.
Каждый гражданин нашей страны может легко найти себя в этой Политике человеческого развития и понять, что государство планирует сделать именно для него. Для того, чтобы создать данный документ были проанализированы услуги, которые государство оказывает разным группам населения, а также выявлены незащищенные группы и услуги которые необходимо оказывать дополнительно (в документе они выделены курсивом). Так, например, одной из незащищенных социальных групп были признаны беспризорные и работающие дети. Правительство планирует через реализацию ряда межсекторальных мероприятий обеспечить доступ этих детей к образованию, здравоохранению и тд.
Важной социальной группой, для которой также взят курс на повышении качества государственных услуг стали школьники и дети дошкольного возраста. Запланированы программы «Здоровые школы», Безопасные школы, строительство детских дошкольных учреждений, повышение экологической безопасности, качества питания и санитарии в школах и детских дошкольных учреждениях. В ключевых индикаторах запланировано снижение количества подростков, не посещающих школу до 0 к 2017 году, рост средств выделяемых из бюджета на одного сельского школьника в год с 12 665 сом до 17 486,77.
Отдельно в Политике человеческого развития и ключевых индикаторах выделен институт семьи. Запланирована работа по снижению семейного насилия, образованию для взрослых, содействие занятости для малообеспеченных семей. В ключевых индикаторах запланировано снижение доли населения, которые недоедают с 25% до 10% к 2017 году, снижение числа беременных женщин, больных анемией с 64% до 25%, повышение размера пособия по беременности и родам до прожиточного минимума при 100% охвате рожениц.
Для социальной группы пожилые и пенсионеры предусмотрены повышение благосостояния, доступа к медицинским услугам, безопасности. В ключевых индикаторах запланировано повышение продолжительности жизни женщин до 76,8 лет мужчин до 67,8 что больше на три года от нынешних показателей, охват социальными услугами пенсионеров на дому должен составить 100% к 2017 году и перейти от заявительного на обязательных характер, кроме того, рост пособия по старости планируется поднять до уровня базовой части трудовой пенсии.
С целью повышения качества жизни населения нашей страны Правительство планирует снизить уровень бедности с 36,8 до 25%, сократить младенческую и материнскую смертность, снизить заболеваемость туберкулезом, обеспечить 100% доступ населения к безопасной питьевой воде, расширить доступ к канализации до 40%, обеспечить безопасность товаров народного потребления, а также предотвратить деградацию естественных экосистем, лесов, и снижение качества окружающей среды. Впервые в национальной программе появился раздел – по питьевой воде, в котором описан не только доступ но и поставлена планка качества питьевой воды.
Важными аспектами политики устойчивого развития Кыргызстана являются участие граждан в ее реализации, а также независимый мониторинг и оценка. В программе предусмотрены четкие индикаторы, на основе которых общественность может мониторить работу Правительство по реализации данной программы.