Коротенко Владимир Александрович

Кандидат философских наук, старший преподаватель отдела аспирантуры и докторантуры КНУ им. Ж. Баласагына, председатель ЭД "БИОМ"

Вызовы содержания современного образования в контексте глобализации

В настоящее время перед человечеством стоит ряд глобальных вызовов. Под глобальными вызовами мы понимаем изменение социальной, информационной и естественной (природной) среды обитания человека, которые произошли скачкообразно за последние 100 лет практически во всем мире. Принято называть этот процесс глобализацией. Однако, кроме глобализационных процессов есть изменения на местах, на которые тоже необходимо реагировать.

Городская экокультура как фундамент сохранения биологического разнообразия

Сокращение биоразнообразия в Кыргызстане на протяжении длительного периода времени вызвано рядом причин, в особенности нарушением условий местообитания естественных сообществ либо прямого истребления. Большую угрозу для живых массивов леса, кроме самовольной вырубки, представляют пожары, зачастую вызванные прямыми нарушениями населением норм лесного законодательства и элементарной экокультуры. Наряду с этим, сокращению биоразнообразия способствовали расширение жилищной, промышленной, городской и сельскохозяйственной инфраструктуры, деятельность горнодобывающих предприятий, зачастую осуществляемые без должного учета экологических норм. Все эти проблемы во многом вызваны разрывами в системе современного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Сотрудничество "БИОМ", ГЭФ и ВОЗ по проведению коммуникационной кампании "Адаптация к Изменению Климата"

Вопросы образования в контексте изменения климата для III-го Национального сообщения по изменению климата

Главная цель развития системы образования заключается в обеспечении за счет эффективного использования внутренних и внешних ресурсов развития личностных и профессиональных компетентностей человека и обеспечения государства и общества кадрами, необходимыми для устойчивого развития и перехода к «зеленой» экономике.

Экологическое измерение развития Кыргызстана

Укрепление природных основ экологической безопасности - это важнейший элемент обеспечения выживания и устойчивости как Кыргызстана, так и планеты в целом. Только Жизнь создает условия для Жизни! Естественные экологические сообщества (луга, пастбища, леса, реки и озера и т.п.) можно назвать "фабриками Жизни", так как они создают и регулируют состояние окружающей среды через выполнение следующих функций: формирование и регуляция климата, привлечение осадков, снижение частоты и разрушительности стихийных бедствий, очищение воды и воздуха и т.д.

Экологическое измерение развития

Сокращение естественных экосистем ведет к снижению устойчивости окружающей среды и ухудшению ее жизненно важных качеств. Жизнь возможна только в сообществах и в определенной совокупности условий, характеризующих место их обитания. Каждый вид выполняет свои особенные функции и в полной мере не может быть замещен другим.

К вопросу об экологических основаниях и компонентах концепции Устойчивого Развития Кыргызстана

В работе рассматривается концепт Устойчивого развития, как система пересекающихся дискурсов. Выделяются несколько осей формирования этих дискурсов, важных для понимания, «что есть плюс, что есть минус» для концепции УР. Устойчивое развитие задается как система, которая направлена на сохранение механизма Жизни, которым является совокупность естественных экосистем. Вторая осевая идея дискурса касается определения понятия «устойчивости» и связана с тем, что человеческая цивилизация в том виде, в каком она сейчас стала развиваться, вышла за рамки устойчивости. Описывается модель Устойчивого развития, которая объединяет три сферы: экономику, социальные взаимосвязи в обществе и природный капитал. Третьей дискурсивной осью построения концепта УР является понимание того, что это - процесс политический. Описываются природные основания и политическая воля в Кыргызстане, выраженная в Национальной стратегии устойчивого развития и Программе и Плане перехода Кыргызской Республики к УР на 2013-2017 годы и проводится анализ их положений. Центральным ядром Программы является выстраивание экономических и политических систем управления вокруг человека при условии сохранения природной системы его жизнеобеспечения. В конечном итоге Программа направлена на повышение качества жизни людей в условиях благоприятной окружающей среды. Далее выделяется следующая осевая линия - это о развитии, о возможности изменения его трендов и механизмах обеспечения этих изменений - формирование экологического сознания, через образование для Устойчивого развития.

Образования бессознательного в формировании экологического мировоззрения

В статье рассматривается, каковы бессознательные предпосылки современных типов взаимоотношения человека и природы, а также внесознательные компоненты современного экологического мировоззрения. Различные структуры сознания накладываются друг на друга, и в результате семиозиса запускается процессы переозначивания и формирования новых означающих. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь сущность бессознательного. Для формирования биоцентрических установок экологического мировоззрения важно: что именно является «окружающим» и что это окружающее, должно быть «говорящим». Природа, должна «приобрести речь», посредством пространств переноса или специфических культурных посредников, которые смогут модулировать «желание сохранения» совместно (или вместо) «потребности потребления», доминирующей в нашем обществе и индивидуальных установках. Природа в культурных установках бессознательно выступает в противоречивом качестве - источник наслаждения, но источник опасности и тревоги. Разница языков порождает разницу сознаний и бессознательных установок, а значит и миров, в которых живут люди. В этой связи важно изучать механизмы семиозиса в бессознательном и формы (возможности) его смещения в экологический паттерн.

Образование для Устойчивого Развития в Кыргызской Республике

Вызовы безопасности и практики сотрудничества ОБСЕ в Кыргызстане

Управление экосистемами. Практики сохранения биоразнообразия.

Принципы построения и основные содержательные линии предметов естественнонаучного образовательного цикла

Гражданское общество: планы по участию в продвижении инициатив РИО+20

Опыт ОВОС в Кыргызстане: проблемы и рекомендации

Варианты развития сетевой структуры. Сетевые организации.

Природные основы обеспечения экологической безопасности: принцип "Надлежащего состояния"

Устойчивое Развитие Кыргызстана: проблемы и надежды

Коротенко В.А., к.ф.н., Председатель Совета ЭД «Биом», Кыргызстан Кыргызская Республика #8211 горная Центрально-Азиатская страна, которая расположена в пределах двух горных систем #8211 Тянь-Шаня (большая северо-восточная часть) и Памиро-Алая (юго-западная часть). На севере Кыргызстан граничит с Казахстаном на западе с Узбекистаном, на юге и западе горы разделяют её с Таджикистаном, на востоке страна граничит с

Учет рисков при построении системы экологического образования в Кыргызстане

Почему сегодня, несмотря на всеобщее понимание значимости экологических проблем, затруднено построение и реализация полновесных экообразовательных программ? Ответ на этот или подобные вопросы необходимо дать прежде, чем писать новую концепцию экологического образования. На бумаге у нас вроде бы все великолепно. После участия Кыргызской делегации во главе с Президентом во Всемирной экологической конференции глав государств и правительств в 1992

Современные условия формирования экологического сознания в Кыргызстане

В наше время остро встает проблема взаимодействия природы и человека. Длительное воздействие на природу, нарушение законов ее существования, незнание последствий влияния на окружающую среду привели к необратимым экологическим явлениям на планете. В сознание широких масс приходит понимание экологических проблем. Сказанное обязывает все политические структуры страны, все звенья управления обществом активнее включиться в конкретное решение экологических

Бессознательные компоненты экологического мировоззрения

В статье рассматривается, каковы бессознательные предпосылки современных типов взаимоотношения человека и природы, а также внесознательные компоненты современного экологического мировоззрения. Различные структуры сознания накладываются друг на друга, и в результате семиозиса запускается процессы переозначивания и формирования новых означающих. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь сущность бессознательного. Для формирования биоцентрических установок экологического мировоззрения важно: что именно является «окружающим» и что это окружающее, должно быть «говорящим». Природа, должна «приобрести речь», посредством пространств переноса или специфических культурных посредников, которые смогут модулировать «желание сохранения» совместно (или вместо) «потребности потребления», доминирующей в нашем обществе и индивидуальных установках. Природа в культурных установках бессознательно выступает в противоречивом качестве – источник наслаждения, но источник опасности и тревоги. Разница языков порождает разницу сознаний и бессознательных установок, а значит и миров, в которых живут люди. В этой связи важно изучать механизмы семиозиса в бессознательном и формы (возможности) его смещения в экологический паттерн.

  • 1
  • 2