Современные условия формирования экологического сознания в Кыргызстане

В наше время остро встает проблема взаимодействия природы и человека. Длительное воздействие на природу, нарушение законов ее существования, незнание последствий влияния на окружающую среду привели к необратимым экологическим явлениям на планете. В сознание широких масс приходит понимание экологических проблем. Сказанное обязывает все политические структуры страны, все звенья управления обществом активнее включиться в конкретное решение экологических

В наше время остро встает проблема взаимодействия природы и человека. Длительное воздействие на природу, нарушение законов ее существования, незнание последствий влияния на окружающую среду привели к необратимым экологическим явлениям на планете. В сознание широких масс приходит понимание экологических проблем. Сказанное обязывает все политические структуры страны, все звенья управления обществом активнее включиться в конкретное решение экологических проблем.

В этих условиях возрастающее значение приобретает проблема формирования и изучения экологического сознания, характеризующаяся новым типом отношений человека к природе, человека к человеку и обществу в целом.

Экологическое сознание, в самом широком смысле этого слова, представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанного с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Сегодня становится ясно, что обеспечение себе гармоничной и функциональной позиции в будущем возможно лишь за счет действий, направленных на стабилизацию экологической ситуации. Одним из действенных рычагов для этого является экологическое образование, так как именно в этой сфере происходит формирование человека нового времени. И очень важно, чтобы эти люди обладали пониманием происходящих в природе процессов, умели работать в сложных системах, где все взаимосвязано в единый цикл, имели представление о принципах сосуществования с живой природой, обладали традициями экокультуры.

В рамках социальных исследований осуществляемых представительством фонда им. К. Аденауэра в Кыргызстане (1997-2000) и национального проекта ГЭФ/ПРООН «Национальная самооценка потенциала исполнения глобальных экологических конвенций в Кыргызстане» ( 2004-2005г) Были проведены опросы экспертов, работающих в экологической сфере (по совокупной выборке 316 специалистов).

Одним из вопросов обследования был: «Каким образом можно формировать экологическое сознание?» Большинство экспертов (60.4%) считают, что формировать экологическое сознание лучше всего через образовательные программы. Менее половины (42.9%) полагаются на ужесточение законодательства в отношении нарушителей экологического равновесия в природе. Приблизительно столько же 41.3% полагают, что экологическое сознание можно воспитать через определенные ценности и традиции в семье, а 38.3% через формирование общественного мнения. Каждый третий респондент полагает, что определяющую роль сыграет массированное информирование о проблемах окружающей среды в средствах массовой информации.

Так же в результате экспертного анализа было выявлено, что современная ситуация в сфере общественного сознания характеризуется следующими основными особенностями:

o высокой неоднородностью общества, большим разнообразием социальных, религиозных, национальных особенностей общественного сознания в разных социальных группах;
o преобладанием потребительского отношения к природе у подавляющей части населения, непониманием важности сохранения биоразнообразия, падением озабоченности экологическими проблемами в результате снижения жизненного уровня и “привыкания” к экологическим проблемам;
o быстрыми изменениями общественного сознания в условиях социальных и экономических реформ.
Основываясь на этих данных экспертной оценки, в данной работе мы рассматриваем институциональные и содержательные предпосылки формирования экологического сознания в Кыргызстане в аналогичных сферах: образование, право, СМИ. Так же нами даются рекомендации, по возможному усилению эффективности сферы экологического информирования в нашей стране.

Правовые условия

Правовые рамки, относящиеся к образованию в области окружающей среды.
Права граждан на образование, закреплены Конституцией, где говорится, что каждый гражданин имеет право на образование, при этом образование в области окружающей среды является частью всего образования.

До 90-х годов система экологического образования была единой для всех республик бывшего Советского Союза независимо от их национальных географических и других особенностей. С приобретением государственной независимости (1991 г.) в Кыргызстане началась разработка собственных образовательных программ. Принятый в этом же году Закон “Об образовании” явился основной базой для проведения образовательных реформ в нашем государстве.

В 1997 г. положение о всеобщем экологическом образовании было включено в “Концепцию экологической безопасности Кыргызской Республики”: “Экологическая грамотность – необходимое условие экологически безопасной деятельности общества. Экологические дисциплины должны быть обязательным элементом системы непрерывного образования. Необходимо обеспечить опережающее развитие научных исследований по важнейшим проблемам экологической безопасности и рационального природопользования”.

17 сентября 2003 года решением коллегии Министерством Образования и приказом Министерством Экологии и ЧС. Утверждена Концепция Непрерывного Экологического Образования участие в написании которой приняли представители различных секторов общества.

Важным шагом Кыргызстана на пути к экологической демократии и доступу к экологической информации было присоединение к Орхусской Конвенции в 2001 году. Орхусская Конвенция охватывает обязательства, которые государства несут перед общественностью, в плане обеспечения доступа к информации, участия в процессе принятия экологически – значимых решений и доступа к правосудию. Как отражено в Принципе 10 Декларации Рио: «участие общественности необходимое условие для решения экологических проблем, так как именно общественность в состоянии обеспечить механизм сдержек и противовесов и власти и бизнесу в деле распоряжения природными ресурсами и изменении площадей естественных экосистем.»

В Кыргызстане, как и в других странах реализацию положений Орхусской конвенции нельзя рассматривать в отрыве от других правовых, политических и экономических процессов. Орхусская конвенция – пример перехода декларативных инструментов международного права в обязательные. Так как сегодня эта конвенция четко очерчивает обязательства присоединившихся к ней сторон и может повлечь санкции за их невыполнение.

Однако существуют некоторые препятствия в реализации наработанной правовой базы:

  • Механизм применения законов основан на решении ряда вопросов, для которых не установлены временные рамки;
  • Неопределенность полномочий и сфер компетенций государственных органов, отвечающих за экологическое образование;
  • Положения и подзаконные акты не четко сформулированы и предполагают разнотрактовки;
  • Не определены; механизмы сотрудничества между Министерствами Образования и Природоохранным агенством;
  • Не ведется мониторинг процесса применения законов и положений

Формулировки в Законе четко не указывают обязательное требование для экологического образования означает, что предмет по экологии должен быть внедрен отдельно на всех уровнях образования, или он должен быть включен в другие предметы образовательной программы.

Развитие образовательного потенциала для формирования экологического сознания

Развитие потенциала в области мобилизации информации, знаний и обучения предполагает решение таких вопросов как эффективный сбор, анализ и синтез научной, технической, системной, правовой и другой информации, выявление проблем сдерживающих развитие экологической деятельности и возможных путей их решений, совместные консультации среди лиц непосредственно занимающихся экологическими проблемами и теми, кто задействован в реализации программ странового развития.

Особенности целей и задач по формированию экологического сознания с одной стороны предопределяют необходимость рассмотрения потенциала в области мобилизации информации, знаний и обучения интегрально по всему тезаурусу отношений «общество-природа», однако в образовательной реальности задается иная предметно-ориентированная парадигма, где система знаний относящихся к экологической сфере разносятся между биологией, географией, физикой, химией и общественными науками. Хотя сама экологическая составляющая носит интегральных характер, однако процессы в этой сфере знаний определяются несколькими тенденциями: с одной стороны растет общественное понимание необходимости и важности экологического образования для последующего устойчивого развития общества. С другой стороны, отмечается сложность выработки единой стратегии и концепции, что связано со спецификой развития науки в советский период. Несмотря на солидную инструментальную базу, науки об окружающей среде были разделены на множество форм и направлений, что препятствовало созданию целостного и системного экологического мировоззрения. Сегодня это выражается в наличии разнообразных индивидуальных авторских образовательных программ, планов, разработок. Каждый автор делает упор на определенный аспект сложного комплекса экологических объектов, представляющихся ему наиболее важным. Исходя из этого, выстраиваются разные концепции экологического образования. И соответственно по-разному оцениваются значимость компонентов формирующегося экологического мировоззрения.

Ситуация в экологическом образовании в настоящее время

В текущем учебном году в Кыргызстане работает более 1950 школ. В них обучается более миллиона ста тысяч учащихся. Экологическое же образование в школах практически отсутствует. Так, например, в столице г. Бишкек только в 15 из 80 школ в учебные планы внедрен курс экологии.
В 1997 г. Министерством образования науки и культуры КР была утверждена учебная программа «Экология человека с основами биоэкологии» для учащихся 9- 11 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением экологии.

При этом июне 1996 г. приказом Министерства образования, науки и культуры (МОНиК) КР утверждена типовая программа по дисциплине «Основы экологии» для гуманитарных, экономических, сельскохозяйственных и технических направлений и специальностей.

В ряде случаев курс экологии присутствует в обязательной дисциплине – «Концепции современного естествознания».

На основе Закона об образовании Кыргызской Республики школам предоставляется право использования дополнительного образовательного компонента. В результате в Кыргызской Республике ряд школ инновационного типа имеют программы развития и индивидуальный учебный план, позволяющий им вводить в учебный процесс изучение такого предмета как «Экология». Таким образом, наличие высококвалифицированных специалистов по различным экологическим направлениям, вызвало создание множества авторских, индивидуальных образовательных программ и методик.

При этом следует сказать, что школьное экологическое образование не учитывает то обстоятельство, что из знаний автоматически не следуют убеждения, а из убеждений – действия, то есть вооружение учащихся знаниями о конкретных видах животных и растений еще не означает, что дети начнут их беречь. Поэтому в ряд задач современной школы должно входить воспитание у учащихся на ряду с экологическим сознанием, экологической воли, находящей свое воплощение в действиях по изменению ситуации в желаемом направлении. Так же необходимо отметить, что формирование экологически ориентированного сознания и воли, а так же работа с ценностными установками учащихся – это задачи, которые на порядок сложнее, чем передача знаний и навыков. Их реализация будет сложной без овладения учителями новых педагогических технологий, к числу которых относятся игровые и интерактивные методы обучения.

По полученным нами ответах на запросы в Мин Образования, отмечается, что в 5 ВУЗах республики в настоящее время ведется подготовка профессионалов экологов по направлениям: «Экология и природопользование», «Защита окружающей среды», «Общая экология», «Геоэкология», «Естествознание и экология», «Метеорология, экология и охрана окружающей среды», «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», «Теплотехника, экология и безопасность жизнедеятельности».

Кроме этого, в связи с переходом на новые образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, дисциплина “Экология” (иногда “Основы экологии”) введена в качестве обязательной в блок естественно-научных дисциплин. Кроме этого разработаны типовые программы по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности».

Организован Межвузовский учебно-методический Совет по экологии. При КГНУ образована кафедра ЮНЕСКО по Экологическому Образованию, занимающаяся подготовкой и повышением квалификации специалистов.
Вопросами переподготовки и повышения квалификации также занимаются: Институт образования при МОНиК, международные организации и проекты.

При Национальной Академии Наук КР и КГНУ имеются аспирантура и докторантура, готовящие кадры высшей квалификации в области биологии и экологии, хотя сегодня еще не сформированы Спец. Советы по экологическим направлениям, поэтому защиты кандидатских и докторских работ проходят по смежным дисциплинам, как естественного, так и гуманитарного циклов.

При этом следует отметить ряд трудностей в высшей и средней школах:

  • Несмотря на солидную инструментальную базу, науки об окружающей среде были разделены на множество форм и направлений, что препятствует созданию целостного и системного экологического мировоззрения.
  • Большинство образовательных программ по естествознанию, биологии и экологии не ориентируют учащихся в направлении конкретных навыков и представлений о сохранении биоразнообразия и местной флоры и фауны, а дают лишь отчужденные знания о систематических группах животных и растений, с многими из которых люди не сталкиваются в своей жизни. В то же время учащимся практически не даются знания о биоразнообразии родной страны, а тем более о видах, которые следует беречь и охранять.
  • Отсутствуют новые обучающие программы и учебные планы по экообразованию, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием и предотвращению климатических изменений рекомендованные МОНиК Кыргызской Республики для общеобразовательных школ.
  • Оснащенность учебной и методической литературой в сфере защиты окружающей среды для школ является неудовлетворительной.

Уровень общественной экологической информированности и средства массовой информации

Мотивация значительной части населения по отношению к участию в принятии экологически – значимых решений снижена за счет, того, что приоритеты лежат в сфере экономики. Такое положение дел является еще и следствием плохой информированности об экологических рисках и проблемах, а так же о процессах, происходящих на международном и государственном уровне.

Низкий уровень образования и информирования делает многие государственные и международные программы работающие в сфере экологизации общественного сознания не работающими на местах, на уровне конкретных местных сообществ.

Часто под информированием со стороны государственных структур понимается «неприпятствование» в доступе к экологически-значимой информации, но не прорабатываются механизмы активного информирования широкого круга групп интересов.

Слабое информационное взаимодействие, отсутствие общедоступных мест концентрации информации приводит разрыву в поле принимаемых решений, декларируемых принципов и реальной деятельностью в местных и профессиональных сообществах. Среди неправительственных организаций часто бытует мнение о том, что информацию можно достать любую появилась бы необходимость. Этот тезис, применим к узкому кругу неправительственных организаций, которые знают, куда можно обратиться, как на административном языке называется та или иная информация, и что можно делать с ней. Но участие общественности это не только узкая группа неправительственных организаций и экспертов, это различные группы интересов, у которых экологическая сфера не является непосредственной сферой их деятельности.

Так же функцию экологического образования населения республики, в том числе в сфере конвенций взяли на себя НПО. В центральных городах Кыргызстана (Бишкек, Ош) общественное экологическое движение развивается достаточно активно, чего нельзя с уверенностью сказать о районах республики. Практически все ЭкоНПО организации (около 150) имеют образовательный компонент, но тренинговую активность в сфере конвенций проявляют не более десятка.

Следует отметить, что в отличие от государственных образовательных программ целью общественного экообразования является не подготовка специалистов экологического профиля, а включение как можно большего числа людей в экологический сектор, то есть получение критической массы единомышленников для проведения совместной экологической деятельности и политики. При этом неправительственные организации имеют возможность быть более мобильными в определении содержания, методов, форм организации экообразования. У государства практически отсутствует система экологического просвещения взрослого населения.
Основной целью работы с населением является формирование у всех жителей страны высокого уровня экологической культуры – стремления и способности людей использовать свои экологические знания в практической деятельности.

Следует отметить такой факт, что актвными информаторами в экологическоми поле выступают проекты международных агентств развития:

Так, например, для информационного обеспечения заинтересованных специалистов и широкой общественности в рамках проекта ГЭФ-ПРООН изданы: книги «Климат и окружающая среда», «Инвентаризация парниковых газов. Кыргызстан: 1990-2000 годы»; пособие «Устойчивое развитие эколого-экономических систем в условиях изменяющегося климата», а Центральноазиатским трансграничным проектом по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня на кыргызском и русском языках: «Млекопитающие и птицы – индикаторы состояния экосистем Западного Тянь-Шаня». «Растения – индикаторы состояния экосистем Западного Тянь-Шаня» «Методические указания по созданию малых питомников плодовых, декоративных и лесных древесно-кустарниковых пород», «В мастерской предмета Экология» «Биологическое разнообразие Западного Тянь-Шаня. » и тд.
На постоянной основе выходят информационные бюллетени и журналы такие как «Помощь Кыргызской Республике в подготовке первого Национального Сообщения в ответ на обязательства перед Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата», Центральноазиатский трансграничный проект ГЭФ/ВБ по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня. Информационный бюллетень/Дайджест, «Лес-Токой», , Биосферная территория «Ысык-Кёль», «Школьная зелена страна» Информационный бюллетень проекта ЮНЕП/ГЭФ «Разработка рамочных документов по биобезопасности в КР и др.

Создан рад электронных региональных СМИ и Интернет-сайов: Экоправда, Экоакорд,и др. www.climatechange.undp.kg; www.cangonet.kz и т. п.

Однако в этой сфере существует ряд трудностей:

  • Информированность населения по экологическим вопросам в целом недостаточна. Программы теле– и радиокомпаний на экологическую тему малоэффективны и скучны, проводятся формально, нет целенаправленной деятельности по воспитанию экологического сознания.
  • Мало печатной популярной продукции.
  • Газеты печатают лишь информационные материалы о проводимых мероприятиях если они относится к горячим новостям
  • В СМИ мало печатается аналитических и познавательных статей специалистов – экологов.
  • Государственные новостные агентства не активны в предоставлении новостей по окружающей среде, не проводит никакой кампании по окружающей среде
  • Практически отсутствуют примеры массовых экологических акций в районах республики
  • Нет эффективного сотрудничества экопросветителей со средствами массовой информации и общественными организациями.

Рекомендации в сфере формирования экологического сознания через мобилизацию знаний, информации и обучения:

  • Осуществлять меры стимуляции и повышения квалификации кадров, занимающихся охраной природы.
  • Регулярно и широко использовать средства массовой информации для освещения вопросов охраны природы в стране.
  • Публиковать массовым тиражом национальные ежегодные доклады о состоянии окружающей среды, включая сведения о состоянии растительного и животного мира, а также видов Красной книги.
  • Поддерживать проведение научных исследований в области биоразнообразия, в частности, по видам Красной книги.
  • Разработка комплексной государственной программы, которая бы включала перечень и расписание мер, которые необходимо предпринять в области экологического образования.
  • Разработать подзаконные акты и нормативные документы, в частности:
    • Положений по определению и принятию государственных критериев экологического образования
    • Положений о межведомственном сотрудничестве в организации и реализации экологического образования.
  • Разработка государственной стратегии проведения общенациональной кампании информирования общества об экологических вопросах
  • Организация периодических курсов экологического обучения журналистов
  • Способствовать развитию сотрудничества между Министерством образования и НПО в плане трансляции опыта и координации экообразовательных проектов, выполненных НПО.
  • Создание эффективной пользовательской системы подготовки и
  • представления экологической информации для лиц принимающих
  • решения.
  • Разработать методические инструкции по экообразованию в средних и высших учебных заведениях.
  • Содействие включению целей устойчивого развития в политические программы наиболее перспективных партий и движений на выборах, и использование их потенциала в экопросвещении.
  • Объявить Республиканский конкурс проектов по возрождению традиций бережного отношения к природе.
  • Поддержка соискателей и аспирантов из заповедников и национальных парков.

Литература:

  1. Глобальные экологические конвенции: возможности Кыргызстана. Тематический обзор.-Б.: ПРООН, 2004. – 160 с.
  2. Глобальные экологические конвенции: межсекторальное взаимодействие и усиление потенциала в Кыргызстане. – Б.: 2005. 158с
  3. Концепция перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию до 2010 года // газета «Эркин Тоо» от 26 апреля 2002.
  4. Омуралиев Н.А В.А.Коротенко, М.Л.Бухняк, Проблемы формирования экологического сознания населения Центральной Азии- Konrad-Adenauer-Stiftung, – Ташкент: 1997.
  5. Повестка Дня на 21 век Кыргызской Республики. – Б.: МЭиЧС КР, ПРООН, 2002.
  6. Кыргызстан: Общая оценка состояния страны, Бишкек 2003, 135 стр.
  7. Кыргызская Республика, Отчет о реализации целей развития Декларации тысячелетия, Бишкек 2003 г., 56 стр.

1 Н.А.Омуралиев В.А.Коротенко, М.Л.Бухняк, Проблемы формирования экологического сознания населения Центральной Азии- Konrad-Adenauer-Stiftung, – Ташкент: 1997.- с 14-18

2 Глобальные экологические конвенции: межсекторальное взаимодействие и усиление потенциала в Кыргызстане. –Б.: 2005. 158с