Психолог, историк, экспериментатор, философ, доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки, Заслуженный деятель образования, лауреат Государственной премии Кыргызской Республики. Член-корреспондент Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, действительный член Московской Государственной Академии Педагогических и Социальных Наук, член Российской Академии Естественных Наук, член Калифорнийской и Нью-Йоркской Академий Наук.
Суть профессиональной помощи, оказываемой консультирующими психологами, может быть определена через предложенные Л.С.Выготским категории со-переживания, а шире - совместного проживания (со-проживания) фрагментов жизни клиента, его проблем и чувствований, итогом которого может стать со-развитие, со-личностный рост, нарастание культурной со-продуктивности. Консультативную деятельность можно рассматривать как психогерменевтическую, и её эффективность во многом зависит от характера понимания и интерпретации консультантом материалов, предоставленных в его распоряжение клиентом. Если принять эту позицию, то в подготовке профессионального психолога одной из главных целей обучения становится развитие понимающей личности профессионала, ориентированной на совместную с другим субъектом работу по осмыслению самого себя и «достраиванию» собственных смыслов.
Брошюра посвящена одной из центральных проблем психологии общения — проблеме взаимосвязи общения и понимания. Трудности, порой мучительные, установления контакта довелось пережить почти каждому. В чем причина подобных трудностей? Что именно нарушается в сложной ткани человеческого общения? Поиск ответа на этот вопрос и составляет основное содержание настоящей работы.
Психологическое исследование «феномена двойника» позволяет вы-двинуть предположение, что его исходной позицией является фиксация на «стадии зеркала» (по Лакану), имеющая весьма серьезное и еще не-достаточно изученное значение. Экспериментальное исследование лиц, увлеченных имитационными играми, показало, что тест «Нарисуй чело-века» выполнялся ими в необычной форме: в процессе тестирования про-исходило удвоение изображаемых фигур. Авторы статьи предполагают, что эта находка может свидетельствовать о зарождении новых форм понимания действительности в истории культуры.
Решающей силой является не участие в производстве, а использование его продуктов. Эта сила создает общество как аппарат смены поколений. Существенной его функцией является именно генеалогическая. В само существование общества встроен экран, заслоняющий действительный механизм власти. Метафора часов позволяет сравнить этот экран с циферблатом (публичная власть), а действительные силы власти – с часовым механизмом.
Предметом лекции является игра с точки зрения психологии. Игра рассматривается как процесс, который в плане поведения представляет собой условное моделирование реальных жизненных ситуаций. Игра обладает такими характеристиками, как сцепной вес, периметр, и имеет моделирующий аспект, важной стороной которого в жизненных ситуациях является рефлексия. Игра также предполагает интериоризацию правил.
Здесь остается один выход: поскольку нельзя предполагать у людей в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в бессмысленном ходе человеческих дел цель природы. И. Ка
Существование мира континуально, и это вполне очевидно. Но что касается его сущности, то тут дело так просто не обстоит. Отнюдь не случайно, что системы, приписывающие всему существующему единый субстрат, будь то материя, идея, энергия, не обладают достаточной объясняющей силой и не стали общепринятыми. Нет ничего невозможного в том, что сущность мира дискретна и правильнее было
С точки зрения диалектико-материалистической философии, движение является всеобщим. Но оно не только бесконечно #8211 оно направленно, движение имеет свою специфику. Эта специфика может быть раскрыта и исследована. Более того, из исследования закономерности развития могут и должны быть сделаны конструктивные выводы, существенные для набора направления движения общества в современном сложном динамическом мире. Задача состоит в том, чтобы вопреки модным пессимистическим
В настоящее время заметно выросло внимание психологов ко всем формам поведения, которые в той или иной форме связаны с денежными средствами по всей видимости, это связано с их вниманием на социальные процессы (так, например, купля-продажа прямо связана с общением) и с зависимостью их использования от личностных характеристик индивида. Работа, вкратце излагаемая ниже, привлекла внимание оргкомитета
Психология Киргизии как нельзя лучше характеризует известный афоризм Эббингауза (Ebbnaus) – у психологии долгое прошлое и короткая история. Фольклор и эпосы кыргызов, существующие свыше 1000 лет содержат немало сообщений относительно характерологических особенностей личности, гендерных, психологических различий, влияния языка на поведение и т.д., но эти мысли не носят сколько-либо систематизированного характера. Они привлекают внимание исследователей языка
В основу этих заметок положены беседы со студентами о сбогрнике «Психология, лингвистика и междисциплинарные связи» (ред. – Т.В. Ахутина и Д. А. Леонтьев), изданный в Москве (изд. «Смысл») в 2008 г. и посвященный многогранной научной деятельности про А. А. Леонтьева. Бесед этих было несколько, и здесь использован также материал, опубликованный Р. Фрейджером и Дж. Фейдименом
В упрошенном представлении коммуникация представляет собой процесс, образованный деятельностью её участников. Стержень этого процесса составляет направленная связь, которая выражается в передаче информации. Отношение субъектов коммуникации друг к другу и её предмету, лежит в основе того, что можно описать как коммуникативную систему. Еще раз замечу, что сказанное упрощено и варьируется. Можно, например, рассматривать участников коммуникации как
Школа Т – это школа тематического обучения. Ее необходимость осознана учащимися, но подавлена устоявшейся во всем мире структурой обучения. Структура обучения! Действительно, кто способен изучить подряд в течение нескольких часов (именно в таком порядке) тангенсы и котангенсы, сердечно-сосудистую систему млекопитающих, реализм Л.Н. Толстого, структурную формулу бензола и третьеиюньский государственный переворот – и не повредиться в
Хаос, наблюдаемый сейчас в духовной жизни общества,— это заполнение пустоты как закономерный результат, возникший при ликвидации жесткого идеологического прессинга. Не вдаваясь в характеристику законов идеологической жизни общества, отметим, что нет общества без общественного сознания, и люди интуитивно чувствуют необходимость разделять с другими определенные воззрения, взгляды и интересы. Устойчивость такого общественного чувства самосознания гарантирует устойчивость поведенческих установок
В психологической науке XXI века все шире распространяется представление о том, что смысловое восприятие мира #8211 процесс, в принципе подобный его конструированию (так, например, конструированию миров была посвящена в 2009 году научная конференция психологов МГУ, посвященная 60-летию академика А. Асмолова). В сущности, это одна из форм идеи психологической множественности миров, которая заключена в классическую формулу
Как известно, слово «культура» имеет в качестве исходного латинское «cutur», что означало и «обрабатывать» (землю), и «совершенствовать» и «почитать». В позднейшем употреблении слова «культура» сохранились эти оттенки, но любопытно, что первоначально «культура» означала изменение природы в интересах человека, точнее – возделывание земли. И параллельно возникает метафора «cutur anm», употребленная Цицероном, #8211 «культура (совершенствование) души», «духовная
Сознание #8211 это существование нашего “Я”, и выражается оно в отношении. Сознание, иначе говоря, находит выражение в отношении индивидуального Я к тому, что есть, может или могло быть. Часто утверждают, что сознание это “отражение” окружающего мира, но сознание к отражению никак не сводится, скорее уж сознание это освещение внешнего мира, а мышление #8211 погружение во
Магия2 изучается с самых различных точек зрения этнографической, психологической, историко-культурной Автор исследует магию как феномен человеческого существования, находящий выражение и индивидуальном и массовом сознании. Естественно, что мания существует в границах определенной культурной традиции. Внимание исследователей всегда привлекал субъект магической деятельности. В литературе подробно описаны всевозможные «магические действа», и которые нередко вовлекается и широкий круг участников.
Когда говорят о борьбе за охрану природы, то здесь в основном, разумеется с психологической точки зрения, речь идет или должна идти, если мы осознаем суть дела, не только об отношении человека к природе, сколько об отношении людей друг к другу. Это то, что мы сами не всегда сознаем. Что такое – борьба за охрану природы?
Мы ужинали в подвальчике #8220Ленинграда#8221, самого модного (по слухам) вечернего ресторана Киева. Председательствовал профессор Поршнев. А дальше по порядку сидели молодые психологи #8211 Андрей Брушлин-ский (Институт философии Академии наук СССР), Рита Бобнева (Институт социологии Академии наук СССР), Арон Брудный (Институт философии Академии наук КССР). Если учесть комбинацию характеров, мы сидели не за столиком #8211 на