Школа как место зарождения инициатив в местном сообществе

Школа всегда была одним из самых важных мест в местном сообществе. В селе, городском районе, или любом населенном пункте практически нет человека, который не знал бы, где находиться школа, с этим местом у всех есть общая история, страницы жизни про которые чаще всего охотно вспоминают. Школа имеет отношение практически ко всем. Но, к сожалению, после

Школа всегда была одним из самых важных мест в местном сообществе. В селе, городском районе, или любом населенном пункте практически нет человека, который не знал бы, где находиться школа, с этим местом у всех есть общая история, страницы жизни про которые чаще всего охотно вспоминают. Школа имеет отношение практически ко всем. Но, к сожалению, после того, как человек и его дети закончили школу, он сталкивается с ней только когда учителя работают на выборах или переписи населения. Почему же от школы не исходит других инициатив, которые могут сделать жизнь и самих учителей, учеников и их родителей, но и всего сообщества более сплоченной и гармоничной, и самое главное, дадут возможность выпускать учеников, более приспособленных к жизни, а значит сделать Вашу школу более конкурентно способной в современных рыночных условиях.

Но что может сделать школа при ее ограниченных материальных ресурсах? У школы есть ресурс, которого нет, практически не у одной организации – это ее авторитет, и тесная связь с людьми в местном сообществе.

Одной из инициатив, которые может предложить школа местным сообществам – создание планов действий по охране окружающей среды. Тем более что эта инициатива перекликается со школьным проектом по созданию микрозаповедников на территории школы.

Процесс создания Планов Действий по Охране Окружающей Среды – международная инициатива, которая была предложена в рамках процесса «Окружающая Среда для Европы» в ответ на вопрос о том, каким образом положения международных договоров и конвенций довести до реализации на местных уровнях. Сейчас Региональным Экологическим Центром в Центральной Азии реализуется проект «Усиление экологического управления в странах ЦА», в рамках которого предполагается создание местных планов действий для местных сообществ Кыргызстана.

Начать разработку планов действий по охране окружающей среды можно с Вашей школы:

Для этого давайте посмотрим на пришкольную территорию школы. Что там есть? Конечно же, там расположился пришкольный участок, на котором Вы планируете что-то делать, и еще клумбы, деревья, беседки, хозяйственные помещения. Как все это возникло? Почему клумбы именно там, а не в другом месте, почему на окнах и пришкольном участке растут именно такие растения, а не другие? Кто планирует обустройство территории вне и внутри школы? На многие из этих вопросов у Вас есть ответы, но является ли эта деятельность комплексной? Есть ли какой-то план относительно, которого в школе организуются работы по улучшению окружающей среды. Чаще всего эта деятельность происходит стихийно.

Гораздо больших результатов можно было бы достичь, если структурировать усилия направленные улучшения качества окружающей среды. Во-первых, это поможет осознать и оценить усилия, а так же структурировать их так, чтобы приблизится к созданию устойчивого, экологически-комфортного островка-школы. Во вторых, такой подход даст возможность воспитать у учеников умение проектировать свою работу с учетом факторов естественной, природной среды. Этому навыку не придавали большого внимания еще вчера, а сегодня, в ситуации экологического кризиса, он является одним из наиболее значимых для выживания в современном мире. Но сформировать этот навык невозможно в отрыве от практики.

План действий по охране окружающей среды – это, прежде всего образ отношений людей к окружающей среде и список мероприятий направленных на его достижение.

Но важно, чтобы приоритетные проблемы школы были выделены совместно с учениками, то есть что нужно изменить в первую очередь, а что во вторую, должно быть определено всеми теми, кто потом будет реализовывать этот план. И конечно же в процесс планирования конкретных мероприятий так же должны быть вовлечены учителя разных предметов и ученики как можно большего числа классов. Таким образом, создание плана – это создание нового типа отношений между учителями разных предметов и учениками. Такой процесс формирует сферу совместных «неформальных» дискуссий и планирования деятельности, что приводит как к повышению уровня знаний конкретных закономерностей, но и позволяет на практике ввести отношения учителя с учеником, что называется «плечом к плечу».

А теперь несколько советов по поводу того, какие это действия могут быть введены в план:

Мероприятия могут быть очень разные – и образовательные и информационные и конечно практические. А именно: в Ваш План могут входить проведение тематических уроков и классных часов на ту или иную тему, которая является приоритетной для Вашей школы. Что касается практических действий, то это могут быть проекты по созданию микроклимата помещений через озеленение, создание возле школы «зеленых коридоров», или экологических троп, провести мероприятия по сохранению воды и тепла и многое другое.

И, конечно же, важно наладить систему информирования местных властей и жителей территории о том, что Вы делаете, какие проблемы окружающей среды были определены в школе как приоритетные. Такая стратегия может привлечь ряд сторонников к Вашим инициативам и поможет склонить власти на решение вопросов с учетом факторов окружающей среды.