Экологические права в системе прав человека

Великие французские буржуазные революции стали отправной точкой в процессе формирования принятых сегодня прав человека. Базой, для создания современного кадастра прав человека стала определенная парадигма или комплекс представлений о мире, природе, социуме и человеке господствовавших в Европе в то время. К основным ядрам данной парадигмы можно отнести положения Протестанской реформации и достижения научно – технической революции

Великие французские буржуазные революции стали отправной точкой в процессе формирования принятых сегодня прав человека. Базой, для создания современного кадастра прав человека стала определенная парадигма или комплекс представлений о мире, природе, социуме и человеке господствовавших в Европе в то время. К основным ядрам данной парадигмы можно отнести положения Протестанской реформации и достижения научно – технической революции (открытия Ньютона, теория Дарвина). Это два основных кита, которые дали большой толчок развитию капитализма и рыночных отношений. Протестантская реформация дала человеку свободу…..Научно – техническая революция ……

Представления были приняты и поддержаны различными элитами европейских стран, что сыграло основную роль в их закреплении в национальных и международных нормах. Тем не менее, наряду с расширением прав человека, снижением роли государственного аппарата в жизни индивидов, а так же расширением ниши гражданского общества в политической и в экономической жизни стран, данная парадигма привела к ряду перекосов во взаимодействии природы и общества.

Научно-технические достижения дали возможность описать мир в рациональных красках, природу можно понять, контролировать, а следовательно и управлять ею. В Спинозианском переносе – Бог-Природа появился и стал все более расширяться разрыв. Природа перестала нести сакральный характер. «Мир стал машиной, а природа, бывшая ранее храмом, стала Первой Фабрикой» /Кара-Мурза, Идеология и мать ее наука/ Кроме того, явный приоритет ценностей антропоцентрического взгляда на мир привел к формированию такой системы нормирования жизни и взаимодействия людей, в который природа занимала одно из последних мест в принятии решений и экономическом развитии.

В настоящее время ряд западных инвайронментальные социологов выдвинули концепцию, в соответствии с которой на каждом историческом этапе направление развития общества в целом определяется некоторой “социальной парадигмой”. Под ней понимается общественно доминирующая сумма идей и установок, которая управляет человеком и конструирует его восприятие окружающего мира. Эти составляющие в определенных условиях являются базисом современного состояния и тенденций развития культуры, социального, политического и экономического устройства общества, большинства научных дисциплин. Доминирующая социальная парадигма поддерживается и реализуется основными политическими агентами индустриального общества (к нему относят все индустриально развитые страны, в том числе и Россию).

Основные положения современной ДСП состоят в следующем:

  • экономический рост – основное направление социальной политики;
  • наука и технология – фундамент для покорения природы и увеличения материального благосостояния;
  • появление различных типов рисков, возникающее в результате роста производительности труда и производства товаров – неотъемлемая, но приемлемая для общества составляющая его развития;
  • соревнование – основной рычаг повышения производительности труда и, вследствие этого, роста материального благосостояния, что и есть прогресс;
  • принимать общественно значимые решения (т.е. управлять обществом) должны только специально для этого предназначенные социальные группы, чтобы участие в принятии решений не мешало основной массе населения трудиться с максимальной отдачей на своих рабочих местах;
  • рынок спроса и предложения – наилучший механизм регулирования;
  • максимальное обогащение ныне живущих людей – основная цель существующей социально-экономической системы, что объясняет отсутствие установки на заботу о последующих поколениях.

На фоне постулатов ДСП реализация экологических прав граждан занимает далеко не самое приоритетное место. Это привело к ряду глобальных экологических изменений, которые могут и будут оказывать все более значимое воздействие на развитие, как отдельных государств, так и цивилизации в целом.

Потребление природных ресурсов и сокращение площадей естественных экосистем. Если смотреть на эту проблему в масштабах человечества, то очевидно неравномерное потребление природных ресурсов разными странами.

Приведенная карта анаморфозов (разработки РАН, группой исследователей под руководством проф. Тикунова), создана на основе расчетов ВВП различных стран показывает разницу потребления ресурсов населением планеты. Изменение форм стран сделано в соответствии с разницей ВВП. Эти выпуклости соответствуют центрам перепотребления ресурсов – Американский, Европейский и Азиатский. Сегодня, по данным Д. Медоуза «Пределы роста», 80% ресурсов планеты потребляется 20% населения, соответственно на 80% населения Земли приходится 20% ресурсов. Это наглядно можно увидеть на иллюстрации «Бокал шампанского».

Таким образом, происходит перепотребление ресурсов природы, преимущественно невозобновимых в представимых нам масштабах времени. Причина такой ситуации во многом кроется в экономике, рынке, построенном без учета лимитов окружающей среды. Существующую экономику можно назвать «нефтяной» так как основными энергоносителями являются на сегодняшний день нефть, газ – то есть невозобновимые источники энергии, которые закончатся уже в обозримом будущем.

Не менее, а скорее даже более серьезной причиной экологического кризиса является резкое сокращение площадей естественных (диких) экосистем. Ценность диких экосистем для человечества не только в том, что это места отдыха, единения с природой, или источники древесины и генетического разнообразия и других ресурсов. Естественные экосистемы – сложные механизмы регуляции состояния физико-химических параметров окружающей среды – влажности, климата, состава атмосферного воздуха и т.д. Основной вывод ряда исследователей по этому вопросу – В. Горшкова, Дж. Лавлок и Маргулис (теория Геи) в том, что Жизнь создает условия для Жизни, то есть биосфера, естественные экосистемы поддерживают среду в рамках физико-химических изменений в которых возможна жизнь. Сокращение площадей естественных экосистем – снижает репарационные (самовосстанавливающие) свойства экосистем и тем самым несет угрозу жизни как таковой.

По исследованиям выдающегося ученого современности биофизика, математика проф. Горшкова для выполнения биосферных функций человечество должно сохранить не менее 60% естественных экосистем.

На представленной карте отражены основные зоны разрушения (обведены) и восстановления (заштрихованы) естественных экосистем. Эта карта была разработана Hannah, Lohse D, Hutchinson Ch. в работе «Предварительная инвентаризация разрушительного воздействия человека на глобальные экосистемы», 1994г. На сегодняшний день все четче и четче исследователями фиксируется факт, что только естественные экосистемы (леса, болота, тундры и т.д.) могут восстанавливать и поддерживать условия для жизни, то есть состав воздуха, воды, природно – климатические характеристики, именно это является ценнейшим качеством естественной природы.

На фоне приведенных данных экологические права человека могут предстать в новом контексте. Центральным элементом экологических прав человека является право на здоровую окружающую среду. Это право относиться к третьему поколению, то есть к коллективным или солидарным правам. В теории прав человека отдается явный приоритет индивидуальным правам человека, то есть осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида. Это положение является следствием концепции «человеческого измерения», который ставит во главу угла благополучие индивида.

С экологическими правами связан комплекс основополагающих индивидуальных прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие.

К этим правам относится:

  • Право на жизнь и охрану здоровья;
  • Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
  • Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, входят: право на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях; право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в случаях экологических правонарушений; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и другие;
  • Право судебного разбирательства в случае не предоставления экологической информации;
  • Право участвовать в принятии решений по экологически-значимым вопросам.

Таким образом, экологические права человека должны занимать более значимое место в системе прав человека, так как новые вызовы современного мира делают этот вопрос краеугольным камнем в реализации всех остальных прав человека. Так, сегодня вопросы дискриминации, национальных, этнических и других конфликтов, которые ведут к ущемлению прав человека, самым тесным образом связаны с ресурсным фактором. Участившиеся в последнее время стихийные бедствия так же являются результатом разрушения естественных экосистем. Безусловно, под удар поставлены витальные, социальные, политические и экономические права человека многих стран. Более того, эти вопросы касаются всех стран мира, никто не застрахован от последствий разрушения климата и изменения качества природной среды.

Кроме того, концепция Устойчивого Развития вводит, правда пока на идеологическом уровне, права будущих поколений на удовлетворение потребностей, то есть на доступ к природным ресурсам и необходимому качеству окружающей среды.

Это означает, что перед юридическим сообществом стоят новые задачи урегулировать этот вопрос в правовом поле. А для этого важно, возвращаясь к вопросу о парадигме не только представлять тенденции мировых изменений в этой сфере, но и освоить новую экологическую парадигму, которая состоит в следующем:

  • самоценность природы;
  • особая забота о всех живых организмах, в том числе о людях и грядущих поколениях;
  • исключение возможности риска подвергнуть людей и природу любому виду социогенных опасностей;
  • признание того, что существуют границы, определенные биосферой, которые общество должно учитывать, чтобы их не преступать;
  • необходимость создания нового типа общества (в отличие от существующего – индустриального), которое разработает и реализует новую социально-экономическую и политическую систему, соответствующую НЭП;
  • опора на пост-материальные ценности.