Обзор проблем и перспектив реализации Орхусской конвенции в Кыргызской Республике

Методология анализа реализации конвенции Уровни реализации конвенции Государственный уровень #8211 это систематизированное видение современного государственного аппарата, представителей научных, производственных и хозяйствующих субъектов в системе принятия решений и управления окружающей средой. Институциональный уровень – пространство жизнедеятельности организаций и институтов (правил игры, культурно-ментальных рамок), в котором происходит выработка формализация процедур деятельности. Это пространство предполагает создание определенных условий

Методология анализа реализации конвенции

Уровни реализации конвенции

Государственный уровень – это систематизированное видение современного государственного аппарата, представителей научных, производственных и хозяйствующих субъектов в системе принятия решений и управления окружающей средой.

Институциональный уровень – пространство жизнедеятельности организаций и институтов (правил игры, культурно-ментальных рамок), в котором происходит выработка формализация процедур деятельности. Это пространство предполагает создание определенных условий (обустроенность), механизмов «сдержек и противовесов», механизмов исполнения и оценки деятельности.

Индивидуальный уровень – пространство, в котором деятельность и мероприятия осуществляются индивидуумами, где проявляется поведение и «качество деятельности» индивидуумов, мотивированных на определенные цели (например, цели получения и распределения выгоды/прибыли, избегания рисков и обход барьеров), также как и на деятельность по генерированию идей, инициатив и выполнению обязательств.

Уровни представления о процессах

Реальность Конвенций – это система идей, касающихся устойчивого развития регионов земли. Эта система была разработана во время Саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и позже качественно дополнена во время саммита устойчивого развития в Йоханнесбурге в 2002 году.

Реальность местных общин – это объективная данность взаимозависимости людей, живущих в экосистемах, зависящих от экосистем и природных ресурсов в своей повседневной жизнедеятельности и хозяйствовании. В процессе хозяйствования местные общины инициируют или участвуют в процессах регулирования местными ресурсами.

Реальность экосистем и природных объектов – это объективная данность, окружающая среда, многие ресурсы которой невозобновляемы.

Статус Конвенции в Кыргызстане

Кыргызстан присоединился к Орхусской конвеции 12 января 2001 года, с этого момента страна взяла на себя обязательства по реализации положений документа. С момента присоединения прошло 4 года, в течение которых велась работа по реализации конвенции.

В настоящее время Кыргызстаном подготовлен и предоставлен в Секретариат Национальный Доклад по реализации конвенции и Национальный Профайл для оценки способностей Кыргызской Республики по осуществлению Орхусской Конвенции (в рамках проекта ЮНИТАР).

Субъекты реализации конвенции

Государственный уровень

Исполняющим агентством конвенции является Министерство Экологии и Чрезвычайных Ситуаций и Департамент Экологии и Природопользования МЭиЧС, фокал-поинт – заместитель министра МЭиЧС Джанузаков К.Ч., ответственное и контактное лицо – Беккулова Д.И. (Департамент Экологии и природопользования при МЭиЧС)

В настоящее время, опираясь на наработанные исследовательские и отчетные материалы (Нац.профиль, Нац. Доклад., Отчет по «Национальной самооценке потенциала по выполнению трех глобальных экологических Конвенций» ПРООН / ГЭФ и др.) можно выделить следующие особенности деятельности государственных органов власти по реализации обязательств конвенции:

  • Информация о конвенции и обязательствах концентрируется в узко специализированных ведомствах (МЭиЧС, ДЭП МЭиЧС), практически не происходит информирование и вовлечение других государственных структур в деятельность по реализации обязательств;
  • В самом исполняющем агентстве существует только узкая группа специалистов и лиц, находящихся в «курсе дела»;
  • Конкуренция за международный грантовый и кредитный ресурс между ведомственными структурами;
  • Большая часть разработанных нормативно-правовых документов носит не просто декларативный, но имеет скорее символический характер;
  • Ориентация на удержание «достойного» места Кыргызстана в символическом пространстве взаимодействия с Секретариатом, в международных процессах, на конференциях, встречах и т.д.

В отношении общественных структур (на индивидуальном уровне)

  • Имеет место сотрудничество с рядом специализированных организаций, в основном, качестве привлечения экспертов, а так же привлечение на различного рода коммуникативные мероприятия неправительственных организаций, что не является в полной мере участием общественности;
  • Упрек в непрофессионализме, низкой активности, преобладание оценочных суждений в отношении представителей общественности;
  • Утверждение о важности конвенции только для «общественности» и отягощении данными обязательствами и до того объемных функций работников министерства и департамента;
  • Попытка использования «голоса» общественности в ведомственных целях

В отношении общественных структур (на институциональном уровне)

  • Декларация широкого и разностороннего взаимодействия с общественностью по реализации различного рода проектов, программ и т.д.;
  • Опора на проработанное национальное законодательство в сфере информирования и участия общественности в принятии экологически-значимых решений, который является основным индикатором выполнения обязательств по конвенции

Выводы

  • Важнейшая из причин ратификации Орхусской и других природоохранных конвенций Кыргызстаном оказалась основана на символическом порядке и представлении государственных акторов об открытости и демократичности государства .
  • Представление государственных работников о конвенции и реализации обязательств по ней, относятся к уровню «реальности конвенций», различного рода нормативно-правовых документов и управленческих инструментов, и практически не соотносится с положением дел в местных сообществах и естественных экосистемах;
  • Существует разрыв между представлениями об обязательствах по конвенции и отношением на индивидуальном и институциональном уровне к вопросам участия общественности и информирования;
  • Основным мотивом реализации конвенции на институциональном и индивидуальном уровне является рентно-экономический мотив, тогда как на государственном уровне преобладает декларативно-символический;

Экологическое движение в Кыргызстане: анализ ситуации

В Кыргызстане на 2003 г. Министерством юстиции зарегистрировано 4388 неправительственных организаций (НПО Кыргызстана «Демократия снизу вверх», Бишкек, 2003) из которых, по разным данным от 200 до 350 реализуют свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

Таблица из Национального Отчета по Человеческому Развитию в КР 2003 г.

Распределение экологических НПО по регионам (по данным Милеоконтакт Ост-Европа, 2005г.)

  • На сегодняшний день нет достаточного анализа в сфере оценки этапов и состояния экологического движения;
  • Многие неправительственные организации зависят от внешних инвестиций, связь их с государственными структурами недостаточна;
  • Между общественными организациями реализуются большой спектр типов взаимодействия: объединение в партнерские коалиции на время реализации какого-либо типа работ, конкурентные схемы борьбы за ресурс, сетевые взаимодействия «сильных НПО» со «слабыми»;
  • с увеличением потока средств на экологию, возросло число эко.НПО, во многом, это связано с тем, что экологическая сфера перестала быть достаточно специализированной, существует миф о легкости освоения экологической деятельности, связанный с усеченным представлением об экологических вопросах как о «мусоре» и «посадке деревьев»

Представления НПО о взаимодействии с властью (институционально-индивидуальный уровень)

  • Часть НПО входит в информационные каналы Министерств и активно обменивается информацией с государственными органами, стараясь укрепить партнерские взаимодействия, что часто приводит к навешиванию ярлыков «продажности» со стороны других НПО, хотя резко отличается от исполнения воли государственных органов власти;
  • Некоторые НПО реализуют «отрицательную» стратегию взаимодействия с государственными природоохранными органами, это связано со спецификой «реальности» грантодающей организации, или личной историей лидера или организации;
  • Большая часть НПО не включена в пространство обмена информацией по вопросам принятия решений на государственном уровне, с одной стороны в связи, со слабой мотивацией, с другой стороны, с недостаточным доступом к информационным каналам;

Выводы

  • Большая часть НПО, и органом МСУ, живут в «реальности местных сообществ» и практически не соприкасаются с «реальностью конвенций» и управленческих инструментов государственной системы, в связи с чем, участие принятии решений в «реальности» конвенций осложнено;
  • Информация о конвенции и предоставляемых ей инструментах не является достоянием широкой общественности, из-за слабой работы по активному доступу и практически отсутствию культуры обращения за информацией к государственным органам;
  • В настоящее время, в местных общинах преобладают практические нужды, а не стратегические;

Вызовы нового времени

  • В ситуации политического и системного кризиса экологические вопросы становятся менее заметными, по сравнению с политическими и экономическими;
  • На экологические НПО, как и на другие структуры гражданского общества, распространяется политическая плотность

Предложения по повышению эффективности реализации Орхусской Конвенции в Кыргызстане

Исходя из вышеприведенного анализа ситуации для повышения эффективности реализации конвенции в Кыргызстане имеет смысл направлять усилия в следующих направлениях:

Государственные органы

  • Усилить деятельность по активному доступу к информации для общественности;
  • Возложить на создаваемый Орхус-Центр функцию сбора, адаптации и распространения экологической информации из различных ведомств КР и обмен экологической информации между различными ведомствами;
  • Ориентироваться на разработку и реализацию образовательных мероприятий по природоохранным конвенциям и обязательствам по ним для других министерств и ведомств, судов и парламентариев;
  • Более активно привлекать НПО в качестве партнеров к разработке и реализации природоохранных проектов и программ;
  • Восстановление системы сбора первичных данных, создание ведомственной структуры мониторинга и налоговых льгот

Общественные Объединения

  • Активизировать работу в направлении информирования и образования населения по экологическим и правовым вопросам;
  • Развивать практические навыки всех секторов общества по применению процедур и механизмов участия общественности в процессе принятия экологически-значимых решений;
  • Повышать потенциал организаций (содержательный, кадровый и т.д.) в области представления о национальной политике и международных процессах в сфере охраны природы;
  • Создание судебных претендентов по вопросам окружающей среды

Список источников информации

  1. Национальный Доклад по реализации Орхусской Конвенции в Кыргызской Республике, 2005 г.,
  2. Отчет по «Национальной самооценке потенциала по выполнению трех глобальных экологических Конвенций» ПРООН / ГЭФ, 2005 г.
  3. Национальный профайл для оценки способностей Кыргызской Республики по осуществлению Орхусской Конвенции, 2005г,
  4. Национальный Отчет по Человеческому Развитию в КР 2003 г.
  5. НПО Кыргызстана «Демократия снизу вверх», Бишкек, 2003 г.