Образование для устойчивого развития в модернизации системы образования Кыргызской Рeспублики
к.ф.н Коротенко В.А Старший преподаватель отдела аспирантуры и докторантуры КНУ им. Ж. Баласагына Председатель ЭД «Биом» Марченко Л. Ю. заведующая сектором мониторинга и стратегического планирования МОиН КР Система образования Кыргызстана непосредственно охватывает около 1,5 млн. человек, но косвенно благополучателями является все население страны. Образование пронизывает всю жизнь человека – от рождения до старости. Центральным органом, разрабатывающим
к.ф.н Коротенко В.А
Старший преподаватель отдела
аспирантуры и докторантуры
КНУ им. Ж. Баласагына
Председатель ЭД «Биом»
Марченко Л. Ю. заведующая сектором
мониторинга и стратегического
планирования МОиН КР
Система образования Кыргызстана непосредственно охватывает около 1,5 млн. человек, но косвенно благополучателями является все население страны. Образование пронизывает всю жизнь человека – от рождения до старости. Центральным органом, разрабатывающим политику в сфере образования и науки, осуществляющим управление в области образования и науки и государственный контроль за доступностью и качеством образования, является Министерство образования и науки Кыргызской Республики.
Важным инструментом управления для МОиН является постановка целей образования и формирование образа выпускника, закрепляемых в национальных стандартах образования на всех уровнях системы.
Цель образования, как нам видится, – формирование человека и гражданина, способного трудиться, т.е. выполнять эффективную деятельность в этических рамках того общества, которое это образование обеспечивает. Для ее реализации важно не столько знание как таковое, сколько развитие индивидуальных психологических функций – воли, внимания, умения целеполагать и т.д.
Можно сказать больше, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка, о чем неоднократно писали многие выдающиеся психологи. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и, соответственно, развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка.[1] Если говорить о знаниевом образовании, метафорически можно сказать, что знание – это карта, которую, несомненно, надо знать, но то, что человек должен получить в результате образования – маршрут движения по карте. Однако, если следовать известному выражению А. Кожибски[2] — «Карта не есть территория» — получается, что абстракция, выведенная из чего-нибудь, или реакция на неё, не является самой вещью.
С этой позиции по-новому встает вопрос о том, что следует нормировать в стандартах образования: понятно, что уже не знания, но какую-то другую абстрактную категорию.
В последние десятилетия в мире такой категорией стала «компетентность» – способность к интеграции знаний и навыков, а также способов их использования в условиях изменяющихся требований среды. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования. Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений, причем вся деятельность человека должна базироваться на духовных и моральных ценностях. Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся. Критериями достижения результата здесь являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, внутри – и межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью и другое.
Образование, реализуемое в компетентностном залоге, помимо практических вопросов организации обучения ставит также вопросы философского и социологического характера, ключевыми из которых является удержание в фокусе цели образования – феномена человека и феномена социальных действий.
Так, согласно М.К. Мамардашвили, человек – это, очевидно, единственное существо в мире, которое (как человеческое существо, в том смысле, что оно не порождается Природой, которую мы можем изучать объективированно – в какой-то картине, отвлеченной от себя) находится в состоянии посеянного зановорождения, и это зановорождение случается лишь в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, в некоторое сильное «магнитное поле», сопряженное предельными символами. Эти символы на поверхности выступают, с одной стороны, в религии (точнее, в мировых религиях), а с другой стороны – в философии.[3] С этой точки зрения, центральным элементом компетентностно-ориентированного образования становится феномен самосозидания человека, как такового. Соответственно, цель образования, включает в себя помимо социализации и формирования гражданина еще и необходимость давать «инструменты самоделания (зановорождения)» и помогать отвечать на вопрос «как это – быть человеком?»
При этом А. Балог указывает, что автономия социальных феноменов по отношению к действиям, из которых они состоят, основана на факте, что акторам нужно адаптироваться к феноменам и предполагать их в своих действиях (или организациях), или, что их действия интегрированы в окружающие образцы действий, которые они часто не считают таковыми (пример – социальная мобильность). Таким образом, социальные феномены демонстрируют два разных аспекта. Они одновременно “объективны” и “субъективны”. Их “объективность” (или автономия) результат того, что их существование реализовано в действиях, отношениях или ожиданиях разных людей. Возможно, эти люди просто индивиды или представители институтов, возможно, ожидания принимают безликую форму, поскольку их определяют нормы и условности. Остается открытым вопрос, воспринимается ли эта форма объективности, с точки зрения акторов, чьи действия выступают составными элементами социальных фактов, как ограничение или как наличие возможностей. В то же время, “субъективность” становится очевидной, так как эти феномены всегда воспринимаются акторами и реализуются в их действиях. Социальные факты, реализуемые в действиях акторов, неразрывно связаны с их личными идеями, намерениями и желаниями. “Объективность” поэтому неразрывно связана с “субъективными” взглядами акторов, а социальные феномены образуют единое целое этих двух аспектов. [4].
Далее стоит отметить, что Человек – это целый мир. И назначение мира образования состоит в образовании мира у своего субъекта-выпускника. Важно, чтобы этот мир был человеческим и человечным. Человеческий мир включает в себя не только знания о мире. Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельности, мир (миры) других людей, мир образов, сознания, нравственности, морали, совести, мир общения, человеческих отношения и взаимодействий. Образованию больше, чем любым другим сферам жизни общества, свойственны широта культурного кругозора, влечение к таким ценностям, как свобода, добро, знание, понимание. В наше время система образования становится, наконец, главным субъектом формирования ценностей, целей и путей их достижения.
В связи с этим, сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию. Образовательные реформы реализуют две группы задач: политические, социально-экономические – приведение системы образования в соответствие с общей логикой общественных преобразований, с новыми тенденциями общественного развития и педагогические – приведение образовательной системы в соответствие с внутренней логикой и закономерностями ее собственного развития.
И для понимания механизма образования, как системы, обеспечивающей реализацию реформ, в том числе в переустройстве целей и содержания образования, является актуальным рассмотрение структуры и содержания образования Кыргызской Республики на современном этапе через призму проблем и вызовов.
Структура образования Кыргызской Республики – проблемы и вызовы.
Образование обеспечивает социальную устойчивость личности, в том числе – благодаря обеспечению занятости. Например, среди домохозяйств, возглавляемых лицами с высшим образованием, – 89% – небедные, в то время как среди домохозяйств, возглавляемых лицами, имеющими только начальное образование, таких всего 6,2%.
Конституционные гарантии (ст. 45) в Кыргызстане распространяются на начальное и основное (1-9 кл.) образование, однако, учитывая, что образование создает человеческий капитал страны, сегодня все чаще ведется речь о создании системы непрерывного образования – от раннего детского возраста – до образования взрослых.
В настоящее время структуру системы образования в Кыргызской Республике составляют: дошкольное образование для детей в возрасте от 3 до 6 лет, начальное общее (1-4 кл.), основное общее (5-9 кл.), среднее общее (10-11кл.) образование, а также три уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее.
Помимо формального образовательного сектора, в стране также действуют многочисленные институты и организации неформального образования, дающие дополнительное образование и осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Для обеспечения функционирования системы образование, из государственного бюджета в 2012 г. было выделено 6,2% от ВВП. Однако структура расходов на образование все еще не оптимизирована из-за недостатка средств: около 85% денег расходуется на заработную плату, коммунальные и другие услуги, и лишь 10-15% средств направляется на развитие школ.
Надо отметить, что, если уровень грамотности населения в возрасте 15-24 лет достаточно высок (99,7%), то качество образования вызывает серьезные нарекания практически во всех слоях общества. Международные и национальные исследования функциональной грамотности учащихся также показывают, что более 60% 4-классников и 80% 8-классников не обладают базовыми навыками грамотности. Устаревшее содержание образования, дефицит учебников, слабое развитие информационных технологий – делают проблематичным предоставление качественных услуг школьникам.
Известно, что важнейшее значение для обеспечения качества образования имеет квалификация учителя. Между тем, хотя более 80% педагогов в Кыргызстане имеют высшее образование, пробное тестирование учителей показало, что только 62% справились с тестами, остальные – недостаточно компетентны в своем предмете. Поэтому необходимы изменения в подготовке будущих педагогов, а также – системы квалификации для увеличения разнообразия предоставляемых услуг и большего учета потребностей учителей/педагогов за счет введения ваучера на повышение квалификации.
Для дошкольного образования ключевой проблемой является охват детей – в 2012 г. он составил, по оперативной информации МОиН, только 15,6%, хотя и это является серьезным достижением, учитывая, что в начале 2000-х годов охват был 11%.
Для школьного уровня главные проблемы – доступность и качество образования. Расположение и инфраструктура школ (при достаточном общем количестве) не полностью отвечают потребностям населения.
По информации ряда исследований неправительственных и международных организаций, от 3 до 6% детей школьного возраста либо вообще не посещают школы, либо вынуждены пропускать учебу, например, из-за полевых работ. Вообще, действующая система образования слабо приспособлена для учащихся/студентов с особыми нуждами и детей из уязвимых семей. В результате есть опасность исключения значительной части молодых граждан Кыргызстана из системы образования, что может в дальнейшем привести к снижению качества человеческих ресурсов страны.
Переход от образования к работе представляет собой процесс, затрудненный отсутствием развитой системы профессиональной ориентации и недостаточно развитым рынком труда. Часто поиски работы затрудняются также низкими компетентностями выпускников.
Получение среднего и высшего профессионального образования повышает возможности трудоустройства. Так, согласно исследованию ЕФО (2012 г.), в первые 5 лет после окончания СПО или ВПО, занятыми были 63,4%, в то время как среди имеющих только начальное образование – 26,9%; соответственно, безработными оставались 12,4% и 16,7%. При этом отмечается, что выпускники НПО и СПО чаще находят работу, чем выпускники вузов.
Тем не менее, даже получение профессионального образования не всегда обеспечивает достаточную квалификацию выпускникам, которая может быть востребована внутренним, региональным и глобальным рынками труда.
Изменение содержания образования для обеспечения устойчивого развития.
Для обеспечения конституционных гарантий получения качественного образования, с середины 1990-х годов начался процесс стандартизации образования на всех уровнях системы. Выполнение государственных образовательных стандартов является обязательным для всех видов образовательных организаций вне зависимости от форм получения образования. Однако в них стандартизировался «обязательный минимум содержания основных образовательных программ», а не компетентности обучающихся. Поэтому необходимость формирования нового поколения стандарта как квинтэссенции заказа государства и общества на определенный тип выпускника, владеющего набором необходимых для жизни в современном мире компетентностей, является приоритетным направлением в мировой педагогической науке.
Определяя результаты обучения, этот тип стандарта ориентирует педагога и учащегося на освоение «педагогически адаптированного социального опыта человечества»[5], который включает в себя и осмысление актуальных проблем современности, и среди них – вопросов устойчивого развития.
В марте 2005 года в числе других стран Кыргызстан официально принял на себя обязательства по выполнению Стратегии ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития (ОУР), а также Глобальной Декады ООН по ОУР. Приоритетность вопросов образование для устойчивого развития получила отражение в таких нормативных правовых документах как: Национальный Рамочный стандарт (куррикулум) общего школьного образования;[6] Концепция Экологической Безопасности КР[7]; Концепция Образования для Устойчивого развития. Разработаны национальные пособия по включению вопросов устойчивости и «зеленой экономики» в политику и программы школ и вузов. Эти материалы опираются на богатый опыт в области устойчивого развития, который наработали различные организации в Кыргызстане.
Уже в 2000 году состоялась первая конференция по вопросам экообразования для устойчивого развития. С этого момента по сегодняшний день проведена оценка потенциала страны по выполнению Декады ОУР: подготовлено около десяти обзоров и исследований; Созданы общественные сети и ассоциации по ОУР, которые в настоящее время охватывают дошкольные организации, школы и вузы, помогая им развивать идеи устойчивого развития, сохранения биоразнообразия, экологической безопасности и др. Появились первые проекты, направленные на экологизацию учебных зданий (повышение энергоэффективности, использованию ВИЭ, устойчивое управление водными ресурсами и др.).
Переход к новым стандартам, основанным на компетентностях, должен обеспечить постепенный переход от включения вопросов устойчивого развития в содержание образования – к формированию образования для устойчивого развития.
Поэтому темы устойчивого развития являются сквозными для готовящихся для школ предметных стандартов (курриклумов) всех образовательных областей, и способствуют переориентация науко- или предметоцентристского подхода на подход компетентностный, при котором, как уже отмечалось, за основу берется изменение знаний, навыков и отношений учащихся, выраженное через понятие компетенции, являющейся динамичным параметром и привязанным, с одной стороны к возрастному изменению психического статуса, а с другой стороны – ожиданию государства и общества от системы образования.
Учитывая переход к новым принципам организации экономики (зеленая экономика) должно быть изменено содержание образования также на уровне профессионального образования, где необходимо внедрять новые направления, непосредственно связанные с подготовкой кадров для приоритетных отраслей «зеленой экономики», а также – курсы/модули в Государственные стандарты всех специальностей, направленные на экологизацию образования и постепенное формирование модели ОУР.
Центральная роль в процессе внедрения и распространения технологий, требуемых для «озеленения экономики» будет принадлежать государству, так как рыночный механизм, нацеленный только на максимизацию прибыли, не способен решить такую задачу. Важным шагом станет создание новых видов «экологичной» экономической деятельности взамен существующих, отличающихся меньшей производительностью. Основополагающую роль в этом процессе должны играть национальные инновационные системы, объединяющие в себе систему образования, исследовательские институты, и другие механизмы, занимающиеся разработкой новой продукции и изменением производственных процессов.
Для поддержания устойчивости этих институций необходимы специально образованные кадры, умеющие работать в междисциплинарном пространстве при условии смены экономической парадигмы. Одним из ключевых моментов этого процесса является переориентации процесса управления с традиционного принятия решений в различных областях к их эколого-экономическому обоснованию. Деятельность, неблагоприятно влияющая на состояние окружающей среды, не может считаться эффективной. Следовательно, знания в области законов и принципов «зеленой» экономики, экологического менеджмента, экономики природопользования и охраны окружающей среды, должны стать неотъемлемой частью профессиональной культуры управленческих кадров всех уровней. Такие знания должны включать совокупность сведений о закономерностях взаимодействия природы и общества, направлениях неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду и путях их ликвидации, методах эколого-экономического управления, экологических показателях как оценочных показателях деятельности субъектов хозяйствования, способах расчета и путях повышения эколого-экономической эффективности производства, методах определения наносимого природе эколого-экономического ущерба и направлениях его снижения. Главная цель состоит в формировании экологической компетентности управленцев как составной части их профессиональной подготовки и способности экологической оценки управленческих решений, технологических процессов и техники. В свою очередь, переход к «зеленой» экономике подразумевает, что сфера образования должна будет обеспечивать массовую подготовку и переподготовку специалистов «зеленых» профессий. Образование кадров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды должно основываться на комплексном подходе, который предполагает рассмотрение экологических, экономических, социальных, культурных и других аспектов конкретных проблем.
Возвращаясь к мысли о «созидании» человека образованием и «самосозидании» человеком самого себя через образование, отметим, что образование должно создать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности. В этой связи не важно совпадение научного предмета и предмета образовательного, важным становится тот набор компетентностей и образовательных результатов, которые учащийся получает после прохождения учебного курса.
Так же для современного содержания школьного образования в рамках новой модели, необходимо акцентировать внимание не на диспозиции «наука – практика», которая часто возникала при ответе на вопрос, каким образом тот или иной кластер знания будет применим ребенком в его «реальной жизни», а на том, что наука, как специфический вид человеческой деятельности, наряду с трудом, развлечениями, игрой и др., является лишь составной частью того, что мы называем «реальная жизнь» ребенка и впоследствии взрослого человека. Таким образом, можно сформулировать принцип для организации естественнонаучного цикла «наука для жизни, а не жизнь для науки» и применительно к образованию: «образование для жизни, а не жизнь для получения образовательных статусов».
Для учителей видится важным дать представление о том, что физику, химию и математику можно представить как специфические языки, на которых исторически легче выражать изменение и проявление вещества-энергии. Дополнением к этим функциям является выведение и постулирование закономерностей в реальном мире. Биологию и географию в таком разрезе можно представить как различные техники описания и типологизации разномерных реальных объектов, с одной стороны, биологических, с другой стороны, имеющих отношение к планете Земля.
Для гуманитарного цикла модель образования для устойчивого развития позволяет рассматривать культуру как определенный способ описания мира. Человек может быть носителем нескольких таких способов. И выпускнику важно дать представление о различных типах социального нормирования, а также о шкалах, по которым возможно оценивать государство и его строй, качество жизни, права человека и т.д. Таким образом, важной содержательной линией гуманитарного образования видится приобретение учеником навыков самоопределения и самоиндентификации, чтобы заканчивая гуманитарный цикл в школе, человек обладал специфическими «толерантно-ориентированными» способами взаимодействия, как внутри своей культуры, так с другими культурами.
Образование для устойчивого развития - это изменение подходов к образованию. Для учителя - от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике, к общению и деятельности. Для школы – к изменению политики управления коллективом взрослых и детей, использования ресурсов, организации взаимодействия с местным сообществом.
Таким образом, образование для устойчивого развития, выраженное через содержание образования и методы его организации позволит помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и навыки, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
[1] Марчуков А.А. Взгляд на феномен воли. http://psyberia.ru/work/general
[2] Korzybski A. A Non-Aristotelian System and its Necessity for Rigour in Mathematics and Physics. Доклад на American Association for the Advancement of Science. 28 декабря, 1931 года. Перепечатано в «ScienceandSanity», 1933.
[3] Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996. http://www.philosophy.ru/library/mmk/homo.html
[4] Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? – Вена. – 2002.
[5] Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: 2010. – С. 15
[6] Принят на коллегии Министерства Образования и науки КР в 2009 г.
[7] Принята в 2007 г.