Искушение: взгляд эколога на проблему генетически измененных организмов
Современная цивилизация создает для человека искусственную среду, которая по многим параметрам гораздо более комфортна, чем природное окружение. Блага цивилизации настолько очевидны, что нужно быть просто безумцем, чтобы поставить их под сомнение. И все же#8230 Если человечество и достигло чего-нибудь, то только благодаря некоторым своим представителям, идеи которых большинство считало сначала безумными, а потом это же
Современная цивилизация создает для человека искусственную среду, которая по многим параметрам гораздо более комфортна, чем природное окружение. Блага цивилизации настолько очевидны, что нужно быть просто безумцем, чтобы поставить их под сомнение. И все же… Если человечество и достигло чего-нибудь, то только благодаря некоторым своим представителям, идеи которых большинство считало сначала безумными, а потом это же самое большинство принимало как само собою разумеющееся.
Отважимся на некоторое время стать безумцами и поставить под сомнение дары цивилизации.
Так чем же может быть плохой среда, созданная цивилизацией? Да, она позволяет выжить многим, кто не имел бы шансов на существование в борьбе с дикой природой. Да, она позволяет не расходовать силы на изнурительную повседневную борьбу за выживание.
Кстати, представление о древнем человеке как о существе примитивном, задавленном первобытным бытом, далеко от действительности. Люди доисторического времени жили на протяжении десятков тысяч лет достаточно обеспеченной жизнью, оставляющей время для творчества и нежных чувств. Не исключено, что духовная жизнь древнего человека во многих отношениях была богаче, чем у нынешнего среднестатистического цивилизоида. Наши первобытные предки заложили глубинные основы культуры, которая сделала человека человеком. Рядом с этим величайшим достижением успехи цивилизации просто блекнут. Более того, цивилизация в ее нынешнем облике антипод культуры.
Наши древние предки выжили только потому, что уже тогда поняли грозную опасность жизни, не регулируемой инстинктами. Человек получил невиданную свободу действий, но рассудок в принципе не способен видеть отдаленных последствий, которые могут стать и становились роковыми для тех, кто делал все, что заблагорассудится. Краеугольным камнем выживания стала система табу – категорического запрета на то, что делать ни при каких обстоятельствах нельзя. Табу не обсуждались и не объяснялись. Они выполнялись, или человек изгонялся из общества. Нельзя делать все, на что ты способен. Есть вещи и действия запретные, разрушающие саму основу бытия.
Цивилизация началась не с колеса, а с пренебрежения опытом предков. Цивилизация – синоним высокомерия. Для человека цивилизованного появились люди второго с°рта – дикари, которых нельзя уважать, лишь в лучшем случае жалеть и поднимать до цивилизованного уровня. Для человека цивилизованного появилась дикая природа, нс представляющая самостоятельной ценности. Она рассматривалась и рассматривается лишь в качестве сырья и для переработки в «культурный» ландшафт (вдумайтесь! дикий, естественный – значит «некультурный»! с пренебрежительным подтекстом). И когда начинаешь сомневаться в навязанных ею «ценностях», сразу раздаются вопли: «Вы против прогресса, за дикость, за нищету, голод и болезни, вы призываете назад, в пещеры, того хуже, на деревья!»
О «прогрессе» особый разговор. Со времен Руссо немало выдающихся мыслителей ставили под сомнение безусловную прогрессивность современной цивилизации. После того, как цивилизация победила на всей планете, она не стала лучшим местом для жизни большинства землян. Разве что для избранных, проживающих в странах-«цивилизаторах». Да и они не избавлены от неразрешимых проблем.
Приходится признать, что никогда ранее мир не сталкивался со столь масштабными, многочисленными и разрушительными явлениями, как в наше время. Приходится признать, что нынешняя цивилизация не решила ни одной из кардинальных проблем человечества. Приходится признать, что никогда раньше человечество и живая планета не приближались так близко к риску тотальной гибели из-за надвигающейся экологической катастрофы. И если вглядеться, то можно увидеть, что корни этих проблем лежат в природе самой современной цивилизации. И если вглядеться, то становится очевидным, что способы решения проблем, применяемые цивилизаторами, сами становятся источником их умножения и возрастания.
Так чем же может быть плохая среда, созданная цивилизацией?
Тем, что человек становится способным мириться с разрушением своего духовного, душевного и физического здоровья ради так называемых «благ цивилизации». Тем, что человек становится способным мириться с разрушением нормальной среды обитания. Тем, что человек становится способным мириться с разрушением культурной основы своего существования. Тем, что человек становится способным мириться с разрушением живой природы, дикой природы. Тем, что человек становится способным отнимать жизнь и благополучие тысяч и тысяч видов живых существ.
Среда, созданная цивилизацией, делает человека бездумным потребителем безумного количества ненужных вещей, удобств и суррогатов, требующих для своего производства ограбления природных ресурсов во все возрастающих масштабах, применения сомнительных, а то и вовсе опасных технологий.
Среда, созданная цивилизацией, избавляет человека от необходимости принимать решения и от ответственности за принятые решения. В очень редких, исключительных случаях неблагоприятные последствия постигают тех, кто непосредственно разрушил природную среду и получил в результате прибыль.
Современная цивилизация западного типа позволяет разрушать природу других стран и континентов ради процветания собственных стран и корпораций. Современная цивилизация западного типа имеет сугубо корпоративный характер и преследует узкогрупповые интересы. Она как бы возвращает нас к родоплеменной идеологии, когда благополучие клана достигалось за счет ущемления интересов всех других, которых даже за людей не считали.
Когда такое происходит на небольших участках и для ограниченного числа людей, оно называется дикостью, варварством. Когда такое происходит в масштабах всей планеты, то называется мировой цивилизацией.
Среда, созданная цивилизацией, создает иллюзию, что все благополучие людей зависит только от состояния этой среды и все проблемы можно решить внутри этой среды и теми средствами, которые эту среду формируют.
Среда, созданная цивилизацией, создает иллюзию своей полноценности и самодостаточности. Она создает иллюзию, что можно вообще обойтись без дикой природы. Самая распространенная и самая опасная, самоубийственная иллюзия. Такая цивилизация – антипод жизни.
Между тем, человеческая жизнь и существование цивилизации невозможны без дикой природы. И не потому, что человек черпает из нее ресурсы. И не потому, что это некое духовное дополнение к цивилизационной идеологии. Просто потому, что базовые условия существования человека на Земле создаются всеми другими живыми существами. К сожалению, человек способен лишь разрушать среду своего обитания, а цивилизация лишь наиболее могущественная и изощренная система такого разрушения. И об этом следует помнить всегда.
Проблема изменения климата не столько проблема повышения концентрации парниковых газов, сколько проблема уничтожения дикой природы, которая одна только и может регулировать климат. Если человечество не вернет дикой природе, естественным экосистемам как минимум 60 % суши – оно обречено. Никакие ухищрения цивилизации, никакие технические решения не остановят разрушения среды обитания, пригодной для жизни человека. То, что создано дикой живой природой, не дано сотворить человеку.
Цивилизация не ведает табу. В этом ее сила, быть может. Но в этом же и страшная опасность. Могущество в руках ограниченных ревнителей корпоративных интересов вовсе не означает ответственность за судьбы всего человечества. Ведь и оно, как и природа, рассматривается лишь в качестве ресурса.
Человек находится в плену ценностей и потребностей, искусственно насаждаемых современной цивилизацией. У корпораций неограниченные возможности манипулирования информационными потоками. Поэтому, надо полагать, невежество в век информационных технологий -такой же продукт этих технологий, как и осведомленность. Цивилизация – Изумрудный Город Гудвина для тех, кто носит специальные очки ограниченных понятий и навязанных интересов.
Все это ярко проявляется в проблеме генетически модифицированных организмов – Франкенштейне современной цивилизации.
До сих пор при создании новых сортов растений и пород животных человек манипулировал тем, что уже имелось в природе. Слово «создание» здесь в значительной мере условно, поскольку ничего принципиально нового не создавалось. Человек обнаружил, что различные особи многих диких видов не похожи друг на друга по интенсивности проявления тех или иных признаков, представляющих практический или эстетический интерес. Человек стал отбирать особи с наибольшим проявлением интересующих его свойств и выбраковывал всех «неугодных». А если нужно было соединить в одной породе разные полезные свойства, то скрещивал носителей этих свойств. Первый путь – выбор из великого множества единственных с нужными свойствами – путь Л.Бербанка. Второй путь – скрещивание – путь И.Мичурина. И оба они по отношению к тому материалу, который предоставила природа, ничего нового не прибавляли. Все великое множество сортов растений и пород животных -результат вычитания ненужных свойств, результат сокращения, обеднения исходного генофонда вида. Из одного вида волка можно создать сотни пород собак. Но если сложить вместе всю наследственность всех собак, волк не получится. Без поддержки цивилизации культурные растения и домашние животные нежизнеспособны.
По отношению к живой природе путь цивилизации это путь упрощения и оскудения.
Цивилизация имеет дело с искусственно упрощенными объектами и структурами. Такие сверхсложные объекты как биосфера – вне понятий цивилизации. Она не в состоянии ими управлять. Да этого и не нужно. Просто нельзя вмешиваться, разрушать миллиардами лет складывавшийся механизм действия биосферы с миллионами видов и филигранно отрегулированными взаимоотношениями между ними и окружающей средой.
По отношению к природе, биосфере цивилизоид выглядит не лучше презираемого им дикаря, который не понимает, зачем автомобилю столько много лишних деталей сверх уже имеющихся колес.
В случае с генетически модифицированными организмами человек впервые покушается на святая святых живой природы – на генофонд видов. Появляются организмы, для которых у биологических сообществ не выработались механизмы взаимодействия.
Это цивилизоид может себе воображать, что все живые организмы и виды существуют сами по себе, словно товары на полках супермаркета. Нет, они образуют слаженные ансамбли, в которых продукты жизнедеятельности одних организмов становятся необходимым условием существования для других. На каждое синтезированное живым организмом вещество обязательно существуют ферменты, в конечном счете разлагающие его на исходные минералы, в основном, на воду и углекислый газ, из которых вновь и вновь образуется органическое вещество. В этом и заключается главное содержание Великого Круговорота Природы, Великого Цикла Жизни. Как производство органических веществ, так и производство разлагающих их ферментов было строго сбалансировано в живой природе. Иначе довольно скоро накопились бы горы органического хлама и жизнь задохнулась бы в собственных отбросах. Синтез и разложение органических веществ управляются генами. И хотя они включены в наследственность определенного вида так, что одни группы видов преимущественно производят органику, а другие ее разлагают, в целом в биологических ансамблях эти процессы протекают согласованно. Значит, согласованы, сбалансированы и генофонды различных видов. Иначе остановится ЖИЗНЬ.
Промышленность в умопомрачительных количествах производит сегодня тысячи наименований синтетических органических и прочих соединений, для которых у природы нет ферментов, и которые становятся долговечным мусором и опасными отходами. Современную цивилизацию можно определить как производящую мусор и опасные загрязнители. В отличие от природы цивилизация прямолинейна. На входе – природные ресурсы, на выходе – огромные объемы отбросов и жалкий по сравнению с ними объем продукции для потребления, который тоже, в конечном счете, превращается в неистребимые отходы.
До сих пор продукция сельского хозяйства еще как-то вписывалась в круговорот. Но вот появились изощренные технологии генной инженерии, которые начинают менять наследственность живых организмов, внедряя в наследственные структуры гены, отвечающие за производство не тех веществ, которые нужны организму или ансамблю видов, а человеку. Кукурузу теперь не могут есть вредители. У них нет ферментов на то вещество, которое стала производить генетически модифицированная культура. Или нет защиты от этого вещества. Теперь все достается человеку. Человек более живуч? Или на него не распространяются законы, действующие среди живых организмов? И заслуживают ли доверия утверждения о полной безопасности для человека самих этих организмов и их продукции?
То, что человек все же живое существо – досадное недоразумение для современной цивилизации. Тем не менее, она с упорством производит многие вещества и продукты, несовместимые с жизнью и здоровьем. Продолжают использоваться тысячи веществ, опасность для здоровья которых уже доказана. Используется без должной проверки еще несколько десятков тысяч. Еще менее обосновано внедрение генетически модифицированных организмов (ГМО), для которых не прослежены все возможные последствия для человека и живой природы.
Использование ГМО, по уверениям их сторонников (а это крупные корпорации) – едва ли не новый путь в новый Золотой век. Кишечная палочка, производящая по приказу внедренного в нее искусственного гена ненужные ей гормоны в пробирке – это может быть интересно. Но если она попадет в кишечник человека? А если искусственные гены попадут в организмы диких видов? Ведь вирусы переносят генетический материал от вида к виду. Появятся непоедаемые растения и неистребимые вредители. Появятся неизлечимые болезни. Есть подозрение, что некоторые новые инфекционные заболевания, «вдруг» распространившиеся по планете, – выходцы из лабораторий, экспериментирующих с генетически измененными организмами.
Искушение вернуться в Золотой век велико. Но не в виде ГМО.
Загрузить