Экологическое Движение Кыргызстана

I. Общественная поддержка охраны природы – сравнительно недавнее явление в нашем обществе. Движение юных натуралистов (юннатов), начавшееся в конце 20-х гг. в России, в Кыргызстане оформилось позже. Оно в значительной мере было ориентировано на учебную программу, уделяло большое внимание сельскому хозяйству, приусадебным школьным участкам, живым уголкам и т.п. Массовой акцией был день птиц, когда вывешивались

I.

Общественная поддержка охраны природы – сравнительно недавнее явление в нашем обществе. Движение юных натуралистов (юннатов), начавшееся в конце 20-х гг. в России, в Кыргызстане оформилось позже. Оно в значительной мере было ориентировано на учебную программу, уделяло большое внимание сельскому хозяйству, приусадебным школьным участкам, живым уголкам и т.п. Массовой акцией был день птиц, когда вывешивались тысячи скворечников. Пионеры и комсомольцы способствовали озеленению населенных пунктов. В Советском Союзе издавался массовый детский журнал “Юный натуралист”.

В 1964 г. было основано республиканское Общество охраны природы. В его разветвленную иерархическую сеть входило более 50 городских и районных и около 2800 первичных организаций. Массовость его обеспечивалась принудительно-добровольным индивидуальным и коллективным членством (свыше 700 тыс. – первых и 1200 – вторых, по данным на конец 80-х годов).

Основная направленность общества была просветительской, хотя со временем появились формы активной защиты природы: общественная инспекция, зеленые патрули. Экологические вопросы были также в поле зрения республиканских обществ “Знание” (с 1949 г.), географического (1947), энтомологического (1953), ботанического (1962), орнитологического (1984).

Первые независимые экологические организации появились в конце 80-х гг. Первая экологическая демонстрация и первый экологический митинг были проведены во Фрунзе в 1988 г. по инициативе организации “Эколог”. Они были направлены против завода антибиотиков, размещенного в непосредственной близости от жилых массивов. С распадом СССР и развалом промышленности вопрос потерял актуальность. Тем не менее, первый опыт продемонстрировал определенную действенность подобного рода акций. Следует только помнить, что власти, вынужденные делать то, что они не хотят, делают это зачастую не лучшим образом.

Независимые экологи активно участвовали в составлении первой в истории Кыргызстана комплексной экологической программы для столицы республики. Она была утверждена горсоветом в 1989 г.

В Верховном Совете существовала постоянная комиссия по охране окружающей среды, при которой функционировала группа поддержки, включавшая независимых экологов. Они входили в состав комиссий, обследовавших состояние дел в различных регионах и отраслях, и готовили проекты постановлений.

При Госкомитете охраны природы действовал общественный научно-технический совет, при Госкомитете по науке и новым технологиям — общественный экологический экспертный совет. Эти институциональные образования привлекали к процессу принятия решений профессионалов.

Первый Закон об охране природы страны был принят после широкого обсуждения общественностью страны. В нем были особо оговорены права общественности на участие в принятии решений и получении информации, непосредственно связанной с их интересами в области состояния окружающей среды.

Средства массовой информации регулярно публиковали материалы о природе края. В некоторых из них были специальные рубрики. Ежегодно значительными тиражами выходили брошюры, посвященные природе Кыргызстана, издававшиеся обществами “Природа” и “Знание”. С 80-х годов к ним присоединилось добровольное общество любителей книги.

Крушение командно-административной системы неизбежно привело к уходу с арены общественной жизни всех полуофициальных организаций. Жестокий кризис, сопровождавший суверенизацию и переход к новым экономическим отношениям, привел на первых порах к почти полному прекращению организованной общественной деятельности. Она переместилась во вновь возникающие партии, которые, тем не менее, не смогли вовлечь в организованную политическую активность сколько-нибудь значимую часть общества. Политика вынуждает обращать на себя внимание, но от этого не становится привлекательной в качестве занятия для большинства простых граждан. От провозглашения политических прав до умения ими пользоваться и их защищать — большая дистанция.

Примечательно, что в этих сложных условиях именно экологи первыми проявили общественную активность в новых независимых государствах и восстановили связи между собой.

В 1993 г. первым зарегистрированным экологическим НПО стало Экологическое движение Кыргызстана “Алейне”. В ноябре 1997 г. на Первом Форуме экологических НПО Кыргызстана речь шла уже более, чем о 70-ти.

Первый организационный этап формирования экологического движения Кыргызстана завершен. К настоящему времени существует около 150 общественных организаций, имеющих в своем уставе или в составе деятельности экологическую активность. Почти каждая десятая неправительственная организация в стране – экологическая. Экологические НПО объединяют несколько тысяч активистов. Большинство из них — в Бишкеке, однако в последнее время наблюдается заметный рост экологических организаций во многих регионах республики. Пожалуй, сейчас можно с уверенностью утверждать, что уже во всех областях общественное экологическое движение так или иначе представлено. Об этом свидетельствует справочник “Экологический Кыргызстан”, выпущенный в 1997 г. “Алейне” при поддержке Германского общества охраны природы.

Можно по-разному оценивать количество и деятельность экологических организаций, но нельзя не признать, что сам по себе их стремительный взлет беспрецедентен для нашей истории. Ведь в начале 1993 года у нас не было ни одной официально зарегистрированной общественной экологической организации, за исключением Общества охраны природы, пережившего распад Советского Союза, но практически лишившегося всех своих членов. Представляется, что в ближайшее время на смену количественному росту организаций должен прийти количественный рост активистов, особенно в областях и районах. Другим направлением развития может стать консолидация в форме различного рода объединений, подобных Форуму неправительственных организаций Кыргызстана, образованному в 1996 году. В число его основателей вошло немало экологических организаций. В 1998 г. был образован Консорциум экологических организаций, в который наряду с представителями эко-НПО нашей страны вошли представители британской организации Fauna and Flora International.

II.

Прежде чем обсуждать перспективы развития экологического движения в стране, полезно иметь представление о своем положении в глобальном масштабе. Безусловно, наше состояние – в значительной мере следствие процессов демократизации, охвативших весь мир с момента окончания “холодной” войны. Указанное обстоятельство необходимо четко осознавать для правильной ориентации и определения своей позиции и активности. Оно влияет не только на наши внутренние отношения, но и на внешние. Точно так же, как подъем демократизации способствовал созданию благоприятных условий для общественной деятельности, так и регресс непосредственно и отрицательно скажется на свободе и эффективности деятельности НПО.

Активная и конструктивная позиция НПО, в том числе и экологических, – непременное условие создания гражданского общества, ориентация на построение которого в нашей стране провозглашена президентом А. Акаевым. Общественное движение следует рассматривать как часть общедемократического процесса, как один из факторов стабильного его развития.

По общему признанию, в Кыргызстане наиболее благоприятные условия для деятельности НПО по сравнению с соседними странами. Однако мы находимся лишь в начале пути. В государственных структурах еще не изжито невнимательное, а иногда и прямо пренебрежительное отношение к нуждам НПО.

Необходимость экологического движения определяется нечувствительностью современного мирового устройства в целом и государственных образований, в частности, к сигналам, исходящим от природного окружения. С одной стороны, мы имеем достаточно подтверждений неуклонного сползания к экологической катастрофе, а с другой – ни одного примера обратного движения. Частные успехи лишь затушевывают истинное положение дел. Экологи во всем мире делают много, нередко выигрывают сражения. Но пока это тот самый случай, когда, выигрывая сражения, мы проигрываем войну.

Недостаточно чувствительно к сигналам природного окружения и общество в целом. Опросы общественного мнения, проведенные в 1997 году “Алейне”, показали наряду с общей озабоченностью экологической ситуацией весьма смутное представление большинства населения о конкретных причинах и источниках, а также о возможности своего личного участия в улучшении ситуации. Здесь широкое поле деятельности для экологических НПО, не все члены которых, кстати, могут похвастать четкими представлениями о важнейших сторонах процессов, на которые они хотят воздействовать.

Повышать уровень своих знаний и осведомленности, доводить до сведения общественности жизненно важную экологическую информацию и делать конкретные дела, пусть небольшие, но приносящие для природы ощутимые результаты, вот триединая задача участников экологического движения. “Мы не можем и не должны делать великие дела, – говорила Мать Тереза, святая женщина, – мы должны делать малые дела с великой любовью”. К сожалению, в рядах экологического движения не все готовы к бескорыстному служению делу. Это не в осуждение, а именно к сожалению.

Независимые экологи выполняют ежегодно около десятка различных проектов, в том числе по экологическому просвещению. В целом это составляет лишь долю процента от деятельности, нужной для общества.

Появились первые малотиражные издания: Бюллетень Общественного центра экологической информации и журнал “Права человека и окружающая среда”. деятельность экоНПО получает отражение в средствах массовой информации, однако общая информированность населения и его участие в экологических акциях очень низки.

В спектре разнообразных неправительственных организаций экологические занимают свою нишу. Как и на всем пространстве бывшего Советского Союза, они оказались наиболее организованной частью общественного неформального движения. Практически с самого начала большинство экологических НПО Кыргызстана находили контакты друг с другом, нередко и с другими организациями. Практически не прерывались связи и с экологами на пространстве СНГ. Одними из первых представители экологических организаций вышли и на более широкую международную арену.

III.

Необходимо отметить большую положительную роль международных организаций в становлении независимого экологического движения как у нас в стране, так и в других новых независимых государствах. Особо следует выделить роль американской неправительственной организации ISAR. Центральноазиатский офис ISAR, расположенный в Алматы, во взаимодействии с Советом, состоящим из активистов, представляющих все страны региона, сумел в самое сложное время эффективно поддержать зарождающееся экологическое движение.

Непосредственно в Кыргызстане немалую помощь НПО через местные представительства и офисы оказывают Программа развития ООН (UNDP), ЮНЕСКО, Всемирный банк, фонды Сорос-Кыргызстан, Фридриха Эберта, Конрада Аденауэра, международные организации HIVOS, Millieukontakt Ost-Europa, Каунтерпарт Консорциум и другие, в том числе связанные с охраной природы: Международный союз охраны природы (IUCN), Фонд охраны дикой природы (WWF), Конвенция по борьбе с опустыниванием (RIOD). Активность Международного союза охраны природы в нашем регионе готова поддерживать швейцарская организация Интеркооперейшн.

В этом ряду были и наши отечественные спонсоры, такие как Кыргыз Крамдсбанк, находивший возможность поддержки мероприятий экологических организаций до периода кризиса банковской системы в конце 1998 г.

Экологическое движение Кыргызстана находит и международное признание, свидетельством чему является принятие в члены Международного союза охраны природы и аккредитация при Секретариате Конвенции по борьбе с опустыниванием и засухой (RIOD). Это важно еще и потому, что столь влиятельные всемирные природоохранные организации имеют возможность распространить свою активность и на территории нашей страны, поскольку теперь здесь имеются их полноправные члены.

В рамках трансграничного проекта Глобального экологического фонда по сохранению биоразнообразия в Западном Тянь-Шане предполагается широкое привлечение и поддержка экологических НПО и усиление их взаимодействия с подобными организациями в Казахстане и Узбекистане, также участвующих в проекте. К разработке проекта Всемирный банк привлек британскую неправительственную организацию Фауна и Флора Интернешнл (FFI), имеющую большой опыт в осуществлении природоохранных проектов в различных странах мира.

Особую роль в самоопределении экологического движения и повышении его общественного статуса на пространстве СНГ сыграл Социально-экологический союз (СОЭС), членами которого является ряд организаций из Кыргызстана. Лидеры и активисты Соцэкосоюза проделали огромную работу по оценке и информационно-методическому обеспечению неформальной экологической активности, которая имеет несомненно определяющее значение для “взросления” экологических НПО, в том числе и в Кыргызстане. Одной из наших ближайших задач должно стать распространение и усвоение имеющегося арсенала знаний, накопленного Соцэкосоюзом.

Тенденции к объединению неформальных экологов наблюдаются и в регионе Центральной Азии, дело, начатое ISAR, проросло активностью организации CASDIN, а затем оформилось в первую Центральноазиатскую неформальную экологическую организацию Биостан, членами которой являются представители практически всех стран региона. Кстати, среди основателей Биостана – почти все бывшие члены общественного совета ISAR. Первое крупное мероприятие Биостана – Конференция по борьбе с опустыниванием – состоялось на Исык-Куле в мае 1997 г.

Новая форма сотрудничества была реализована также в международной организации Евразийское сотрудничество закона и природной среды (LEEP).

Спектр деятельности экологических НПО Кыргызстана весьма широк: от выступлений в средствах массовой информации, отдельных публикаций и лекций до конкретных действий по очистке ущелий и пещер, слушаний проектов природоохранных законов и участия в экологических проектах. Нужно признать, что зеленые используют далеко не все возможности и формы активности. Охвачены далеко не все необходимые сферы и не мобилизованы многие ресурсы.

В активе у экологического движения участие в таких важНЫХ проектах и программах, как Здоровая нация (1994 – правительственный проект, готовившийся при непосредственном участии экоНПО), Экологический мониторинг высоких горных систем Центральной Азии на примере Тянь-Шаня (1995 – проект ЮНЕСКО), Национальный план охраны окружающей среды (1996 – проект Всемирного банка и правительства, в котором на подготовительной стадии активное участие приняли представители экоНПО), Лайф (1996 — проект ПРООН), Биосферная территория Тенир-Тоо (1995-1997), подготовка трансграничного проекта ГЭФ по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (1997 – экоНПО региона принимали участие в обсуждении проекта на всех стадиях его подготовки) и многих других.

Многое из этого стало возможным благодаря конструктивному сотрудничеству с властными структурами. Нас готов поддерживать в природоохранных законодательных инициативах ряд депутатов нашего парламента, мы находим контакты в правительстве и администрации президента. К сожалению, остается нереализованным потенциал возможного сотрудничества между неформальными экологами и Министерством охраны окружающей среды. Между тем, в деле охраны природы мы не соперники, а партнеры, союзники.

Национальная стратегия устойчивого человеческого развития в Кыргызской Республике, принятая на Форуме в мае 1997 г., одной из своих составных частей имеет устойчивое природопользование. В ней обеспечение человеческой безопасности напрямую связывается с поддержанием биологического разнообразия и осуществлением первоочередных мер по улучшению природной среды. Одним из важнейших условий устойчивого развития является также достижение общественного согласия и сотрудничество государственных и негосударственных структур по реализации общих целей.

В многосложной картине деятельности экологического движения Кыргызстана можно выделить одну доминанту – стремление к конструктивному сотрудничеству со всеми, кто не на словах, а на деле готов приложить все усилия к улучшению экологической ситуации в стране. Как истинные экологи мы должны понимать, что нельзя отгородиться от мира стеной, нельзя спрятаться нигде от экологических проблем. Мы должны понимать, что права имеет не только человек, но и вся природа, все живые обитатели планеты, вся Земля. На недавно прошедшем совете Международного союза охраны природы с участием Центральноазиатской группы было признано своевременным провести общественные слушания по Декларации прав Земли в странах нашего региона, в том числе и в Кыргызстане. Первые Центральноазиатские слушания проведены в июне 1999 г. при участии и поддержке Всемирного Совета Земли, Фонда за выживание человечества и Общества Зеленого Креста на Иссык-Куле. На нем было принято Обращение к народам и правительствам Земли и избран Совет Земли Центральной Азии, в который вошли представители стран региона. Процесс Хартии Земли (Декларации прав Земли) позволит объединить наши усилия в общем благородном деле: повороте сознания общественности к действительно насущным проблемам современности.

Представители общественных экологических организаций – членов МСОП и Совета Земли Центральной Азии предложили также присоединиться к широко отмечаемым в мире Дням Природы, а также праздновать День Природы Центральной Азии 10 октября. Подготовка к ним может занимать длительный период и завершиться праздником – итогом. Дни позволят согласовать и упорядочить активность экоНПО и привлечь к проблемам охраны природы и социально незащищенных граждан большинство населения. Вот эти дни.

15 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ДЕРЕВА
(Весенний праздник древонасаждения)
8 МАРТА – ДЕНЬ ЖЕНЩИН
22 МАРТА – ДЕНЬ ВОДЫ
22 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ЗЕМЛИ
4 МАЯ – ДЕНЬ ДВИЖЕНИЯ
31 МАЯ – ДЕНЬ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ
5 ИЮНЯ – ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
17 ИЮНЯ – ДЕНЬ БОРЬБЫ С ОПУСТЫНИВАIIИЕМ
11 ИЮЛЯ – ДЕНЬ НАРОДОНАСЕПЕНИЯ
16 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ОЗОНА
10 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПРИРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
15 НОЯБРЯ – ДЕНЬ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАВОТКИ
8 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ЧИСТОТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
29 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ВИОРАЗНООВРАЗИЯ

Это твои личные Дни. Не жди, что кто-то пригласит тебя на День Природы. Делай его сам. Для себя, для близких, для единомышленников. А если удастся – для широкого круга людей.

В 1999 г. Кыргызстан впервые присоединился к замечательному мероприятию по поддержке и пропаганде заповедного дела – Маршу парков. Тесное сотрудничество Министерства охраны окружающей среды и экологических организаций явилось и гарантией успеха, и результатом мероприятия. Марш парков удался еще и потому, что был поддержан Экологическим фондом, республиканским военно-спортивным обществом охотников и рыболовов, дирекцией Ала-Арчинского национального природного парка, ряда заповедников. Щедрую методическую помощь оказал Эколого-просветительский центр заповедного дела (Москва). Это свидетельство тому, что мы созрели для масштабных мероприятий и кампаний, охватывающих всю страну и вовлекающих в свою орбиту множество официальных и неофициальных лиц и организаций.

Необходимость и активность неправительственных организаций вытекает из общественной потребности. Мы не вполне отдаем себе отчет в том, что государство и общество – не одно и то же. Каждое из них должно выполнять свои функции, дополняя и поддерживая друг друга – и тогда в стране будет устойчивое развитие.

Мы слишком сильно ориентированы на государство. Не место обсуждать причины. Но факт остается фактом, что многие готовы соглашаться с преобладанием государственных интересов, ради которых дозволено жертвовать интересами многих людей. Мы готовы мириться с тем, что чиновники привычно смотрят на нас сверху вниз. Между тем, без нас их нет, а мы без них есть. Мы ждем, что государство само вникнет во все наши заботы и устроит нашу жизнь. На самом деле, если вдуматься, достаточно, чтобы оно строго выполняло принятые законы.

Государство призвано обеспечивать базовые условия существования общества. За пределами функций государства – вся жизнь. И государство просто не в состоянии охватить все. В руках советского государства были сосредоточены колоссальные средства, И служили ему многие неглупые люди. Погубила его попытка всеобщего тотального регулирования и контроля. Когда политика подменяет экономику, образование, культуру, науку, экологию, то ничего хорошего не выходит. Государство совершенно неэффективно в несвойственной ему сфере – гражданском обществе.

Точно так же общественные организации должны соответствовать своему предназначению. Они становятся неэффективными, если погрязают в политике, начинают заниматься предпринимательской деятельностью или присваивать себе функции прокуратуры и суда. У них нет для этого компетенции и полномочий. Решение экологических проблем как цель и как средство для достижения других целей – как говорят, две большие разницы.

В основе нерешенных и нерешаемых проблем лежит отсутствие воли. Экологические организации должны стать воплощением экологической воли, которая должна превратиться в экологический императив людей, желающих сохранить человечеству будущее.

Загрузить