Деньги – бюджетные. Обязательства – чужие.

Деньги – бюджетные. Обязательства – чужие.
Давно доказана взаимосвязь между здоровьем школьников и педагогов и условиями пребывания в школьном здании. Но все директора школ в один голос жалуются на несоблюдение нормативов физической школьной среды и даже на невозможность найти профильных специалистов. Родители же жалуются на то, что школы не выполняют своих обязательств по обеспечению здоровой школьной среды. Школы выживают, а развиваться не могут «Вряд ли можно рассчитывать на качественное образование при существующих условиях обучения! В школах вообще нет работающей вентиляции. В коридорах и классах темно, а зимой холод стоит такой, что учащиеся вынуждены заниматься в верхней одежде!- возмущен председатель родительского комитета одной из столичных школ Дмитрий Вотчель,- С кого за это спрашивать? Администрация школ ссылается на мэрию. Мэрия - на недофинансирование. А жертвами существующей бюджетной практики становятся наши дети- будущее страны». Весь 2013- 14 учебный год сотрудники Экологического Движения «БИОМ» проводили аудит условий обучения в школах Кыргызстана. В поле их зрения были освещенность, вентиляция и теплоизоляция в школьных зданиях. В итоге исходное состояние отечественных учебных заведений оказалось очень печальным! Нормативам не соответствуют Большая часть школьных зданий была построена в прошлом веке и характеризуется тепловым, световым и шумовым дискомфортом. «Воздух в помещениях загазован CO2 сверх меры- 1500-3000 ррм и выше! Оборудование смонтированной еще в советское время вентиляционной системы не работает: дефлекторы повреждены либо вышли из строя, вентиляционные шахты засорены, вентиляторы неработающие, воздухо-распределительные решетки давно требуют прочистки. Ни на один двигатель вентиляционной системы нет ни паспорта, ни технических данных. Кстати, проектные документы на вентиляционную систему отсутствуют во всех школах»,- говорит координатор Наталья Богатова. «В обследованных школах большая часть светильников работает дольше 20-ти лет, большинство школьных классов не соответствуют требованиям действующих норм к освещенности на рабочих местах и на классных досках. В обследованных классах освещенность на досках составляет 130-140 лк при норме 500 лк, на столах освещенность составляет от 50-100 до 250 лк при норме 300 лк» ,- говорит сотрудник «БИОМа» Михаил Яковлев. По словам специалиста Петра Лебеденко, не лучше обстоит дело и с тепловым режимом в школьных помещениях. В школах каждую зиму холодно. Из-за изношенности школьных зданий даже то тепло, которое подается в классы и другие школьные помещения, выдувается через многочисленные щели в окнах и дверях. Учиться с риском для здоровья Минздрав КР проявляет озабоченность ухудшающимся состоянием здоровья школьников «За последние 15-20 лет общеобразовательные школы города все заметнее становятся одной из основных причин развития хронических заболеваний у детей и подростков. Анализ динамики заболеваемости, результаты углубленных медицинских осмотров среди детского населения за последние годы показал повышение уровня заболеваемости болезнями крови и кроветворных органов (на 8,75%), в том числе анемией ( на 5,72%), эндокринной системы (12,2%). Как и в прошлый год, в структуре заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания. Из 967943 осмотренных детей в ходе углубленных медицинских осмотров выявили 76514 случаев соматической патологии среди учащихся. 64252 школьника переболели различными простудными заболеваниями, что составляет 6,6%. Нарушение зрения выявлено у 12583 детей, осанки – у 17434 детей. Обращает внимание ухудшение показателей физического развития детей: ежегодно выявляется до 10 тысяч детей с признаками отставания. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики у 30% школьников диагностируются хронические заболевания»,- говорит специалист Департамента профилактики заболеваний и Госсанэпиднадзора Мария Кошубекова. Проблемы не решаются Некогда цветущий Кыргызстан с мощнейшей системой образования и школьной и дошкольной инфраструктурой превратился в государство, которое не в состоянии обеспечить даже достаточное количество учебных мест: сегодня дети вынуждены обучаться в 3 смены! Это значит - переуплотненность кыргызстанских школ катастрофическая! Так, по словам эксперта Нины Вашневой, все школы города переуплотнены 1,5-3,6 раза, особенно в центральных районах. Наиболее переполнены начальные классы в школах-гимназиях Бишкека № 6,9,12,17,23,26,31,37,38,61,64,65,67,70, а также в общеобразовательных школах №42,43,56,73,78,82,83,84. При этом во многих школах города установленная еще в советские времена вентиляция пришла в негодность, одновременно не решается вопрос с оборудованием новой приточно-вытяжной системы вентиляции или установки кондиционеров. В то же время даже те немногочисленные новые школы в новостройках города, которые сдаются в эксплуатацию, не имеют достаточного оборудования приточно-вытяжной вентиляции. А акты проверки санитарного состояния школ Бишкека №76,10,14,28 выявили аварийное состояние зданий. Там системы отопления и канализации изношенные, прогнившие. Двери и оконные рамы старые, изношенные. Кровля местами разбита, протекает, отсутствуют отливы, вследствие чего осыпается штукатурка внутри и снаружи здания. «Местами протекает кровля в средних школах №№1,14,16,34,56,64,66,69,71,75,78,77,68. В школах №21 в ж/м «Энесай», №91 в ж/м «Кара-Жыгач», №92 в ж/м «Рухий-Мурас» г. Бишкек имеется ряд существенных недостатков в обеспечении нормативной освещенности классов»,- отмечает Вашнева. Кто должен выполнять обязательства школы? Информация о сложившейся ситуации в школьных и дошкольных учреждениях Министерством здравоохранения была направлена в Министерство образования и науки КР (от 27.02.14г №01-1/3-1699), а также руководителям областных, районных и городских госадминистраций, органам местного самоуправления, в том числе всем руководителям детских дошкольных и общеобразовательных организаций независимо от форм собственности (от 12.03.14г. №04-4-364). Одним из ключевых направлений в реформировании отечественной системы образования помимо совершенствования методики преподавания определено создание толерантной и поликультурной образовательной среды и безопасной физической среды в каждой школе. «Однако со стороны указанных структур не последовало принятие мер, направленных на улучшение ситуации, не поступило инициатив для совместной работы по недопущению дальнейшего ухудшения показателей здоровья детей и подростков,- говорит Мария Кошубекова,- Специалисты Департамента профилактики заболеваний и Госсанэпиднадзора считают целесообразным данный вопрос обсудить коллегиально на уровне Правительства КР, так как эти проблемы должны быть подконтрольными в соответствии с общей образовательной политикой». Школы сегодня находятся в очень уязвимом положении: есть определенные нормативы, де-юре их следует исполнять независимо от финансовых возможностей городского бюджета. Де-факто все наоборот Новые школы, да и дошкольные учреждения в городе почти не строятся, хотя из-за внутренней миграции население города стремительно растет. По словам вице-мэра Айгуль Рыскуловой, детсады в Бишкеке переукомплектованы в два раза, школы - в 1,5. Проблема переукомплектованности диктует необходимость значительного увеличения мест в детсадах и школах. Это значит – уже сегодня необходимо запланировать строительство 16 школ и 30 детских садов. Особенно это касается новостроек. Для этого нужны достаточно серьезные финансовые ресурсы, но катастрофически не хватает средств даже на капитальные и текущие ремонты. «Чаще устраняются особо аварийные участки систем отопления, канализации и кровли»,- говорит Алмагуль Нурбекова, учитель сш №66 города Бишкек. По данным мэрии, на капитальный ремонт за последние три года из городского бюджета для объектов образования выделено 103 млн сомов, что крайне мало. На текущий ремонт образовательных организаций из различных источников финансирования за три года выделено 110,8 млн сомов. «Вся система образования лежит на местном бюджете,- говорит мэр Кулматов. – То есть Бишкек выполняет обязательства государства перед населением, а городская мэрия выступает в роли обыкновенного почтальона. Пока полномочия не разграничены, местный бюджет будет страдать от нехватки средств». Бюджеты разные, а образовательные учреждения – государственные Статья 37 Закона об основных принципах бюджетного права гласит, что финансирование учреждений образования разграничивается: из республиканского бюджета финансируются государственные учреждения образования, из местного – муниципальные. Однако в Бишкеке до настоящего времени для учреждений образования нет подтверждения правового статуса. Необходимо разобраться с законодательством в сфере образования, а потом уже начинать разграничивать полномочия. Этот процесс требует рассмотрения на парламентском уровне. 117 городских учреждений образования позиционируют себя муниципальными. По словам эксперта А.Чекирова, в документах об их регистрации нет никаких тому доказательств. Да и Закон об образовании не разграничивает понятия «школа государственная» или «школа муниципальная», в нем есть сам термин и указание о финансировании «из государственного бюджета». Из местного? Или из республиканского? Это зависит от статуса, а он не определен. Если ремонтировать школы и детсады из местного бюджета, то они, по определению, все муниципальные. Но тогда надо признать отсутствие государственных программ в сфере образования, так как все они переходят в разряд муниципальных?! А пока ключевыми проблемами остаются эффективность расходования денежных средств для образования, зависимость городского бюджета от решений государственных органов и, как следствие, ухудшающееся состояние школьной инфраструктуры. На помощь приходят родители Законом у нас закреплено, что образование в КР бесплатное. Но в реальности в прошлом учебном году на текущий почти родители вложили сумму почти равную бюджетной дотации из городского бюджета: 21 миллион сомов – взнос родителей и 23 миллиона сомов – бюджетное финансирование. Эти цифры озвучила начальник управления образования бишкекской мэрии Гульнара Тагаева. « При школах и детсадах столицы действует 77 общественных объединений и фондов в виде так называемых добровольных взносов, учителя сами деньги с родителей не собирают. Этим занимаются родительские комитеты и попечительские советы. Но эти взносы давно стали принудительными»,- говорит Тагаева. «Бесплатное» образование «дорожает» уже с первого класса, - говорит Дмитрий Пешков, отец ученицы школы-гимназии №70, - просят на все - от оформления класса до ремонта всей школы. А когда не сдашь очередной взнос, то ребенку учителя выговаривают». «Честно бы сказали, сколько у нас стоит учиться в школах. Зачем людей обманывать?- говорит родительница Мээрим Рыскулова, - Ведь если Конституцией закреплено образование бесплатным, тогда надо в счет уплаты школьных взносов снижать наши налоги. А то выходит, что все родители дважды платят налоги!» Состояние разочарования Системой школьного образования в столице недовольны родители, ученики, учителя, сотрудники столичной мэрии. Специалисты ЭД «БИОМ» показали примеры, какой должна быть нормативная среда обучения, оборудовав классы пилотных школ современными светильниками и установив там энергосберегающие пластиковые стеклопакеты. Снова помогли доноры. Вот и продолжают директора школ писать заявки во все инстанции на получение хоть небольшого гранта. А в целом столичные школы не развиваются. Но в конце концов каждая цель достижима. Ремонт школ и детсадов - это не просто установка новых окон или смена старых светильников, это вопрос правильного расщепления бюджета. В этом году на образование их городского бюджета выделено 32% средств, но за расходные обязательства отвечает государственный орган - Министерство образования и науки КР. Эксперты считают - надо приступить к поэтапному переводу финансирования школьного образования на республиканский уровень и исполнению требований Закона «О делегированных полномочиях» с финансовым обеспечением школьного образования посредством трансферта. Текст и фото: Ирина Байрамукова